Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам встречались в росписях храмов или на иконах изображения ангельских существ с шестью крыльями — серафимов. Отрывок из 6-й главы книги пророка Исаии, который сегодня читается за богослужением, и есть то самое место во всей Библии, откуда мы только и можем почерпнуть сведения об этих необычных духовных существах. Давайте послушаем.
Глава 6.
01
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
02
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
03
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
04
И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
05
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
06
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
07
и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
08
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
09
И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.
10
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
11
И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12
И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
Примечательно, что в религиях соседних с евреями народов можно встретить определённые параллели — например, в шумеро-аккадской культуре, в Египте, в западно-семитских религиях имелось представление о неких «крылатых животных», охранявших священные места. Однако серафимы — как это описано в книге пророка Исайи — не имеют никаких, даже отдалённо напоминающих, пересечений с иными религиями. Само слово «серафим» — שָׂרָף (сараф, мн. ч. שְׂרָפִים / серафим) происходит от корня, означающего «гореть» или «пылать». Поэтому часто их называют «пылающие (или горящие) существа» или иначе — «пламенеющие».
Пророк Исаия живёт в ситуации острого политического кризиса, связанного со смертью царя Озии, который благополучно правил Иудеей более 50 лет, — и со значительно усилившейся угрозой со стороны Ассирии. После достаточно долгого периода стабильности и экономического подъёма еврейский народ находился перед лицом неизвестности — понимая, что едва ли стоит ждать продолжения безбедных лет. И вот, в особом видении пророк Исаия видит Самого Господа Бога в образе Царя, восседающего на высоком троне в окружении как раз серафимов — «пламенеющих» сил. Образ, который передаёт пророк, очень пронзителен: свет и огонь настолько сильны, что Исаию охватывает ужас от осознания своего несоответствия представшей перед ним такой невероятной святости и чистоты.
Единственная мысль, которая приходит пророку, — всё, это конец: ибо невозможно остаться живым в такой близости к Божественному Свету! Но тут приближается один Серафим с горящим углём и касается уст пророка — и через это пророк становится очищенным и избранным для свидетельства еврейскому народу Божьего слова.
В истолковании этого пророческого видения все святые отцы сходятся на одном мнении: то, что видел пророк — это предвосхищение Таинства Евхаристии, в котором и будет дано человечеству очищение и освящение через Тело и Кровь Сына Божия. И каким бы тяжким ни казался нам совершённый грех, какой бы бесконечной ни виделась нам дистанция между нашей нечистотой и святостью Божией — Бог в силах коснуться нас Своей святыней — и через это не только очистить, но и сделать нас достойными участниками Царства Небесного!
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
- Какой должна быть подлинная цель нашей духовной жизни? Ответ на этот вопрос содержится в 6-й главе книги пророка Исаии, отрывок из которой звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
01
В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и края риз Его наполняли весь храм.
02
Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал.
03
И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
04
И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
05
И сказал я: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами,- и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.
06
Тогда прилетел ко мне один из Серафимов, и в руке у него горящий уголь, который он взял клещами с жертвенника,
07
и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен.
08
И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня.
09
И сказал Он: пойди и скажи этому народу: слухом услышите - и не уразумеете, и очами смотреть будете - и не увидите.
10
Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их.
11
И сказал я: надолго ли, Господи? Он сказал: доколе не опустеют города, и останутся без жителей, и домы без людей, и доколе земля эта совсем не опустеет.
12
И удалит Господь людей, и великое запустение будет на этой земле.
В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как пророк Исаия был призван к пророческому служению. Господь явился Исаии в храме. Он открылся ему как грозный Царь и Владыка мира. Всё пространство вокруг Него наполнено Божественной славой. Сам Господь сидит на высоком престоле, Он одет в великолепные одежды, Его окружают сонмы ангелов. Потрясающая картина. Она призвана передать торжественность и неповторимость того духовного опыта, который переживает пророк.
Но вместе с тем эти образы подчёркивают то, насколько Бог превосходит любого человека. Нет ни одного из нас, кого бы не объял священный трепет, окажись он на подобной аудиенции. Вне зависимости от того, кто ты раб или царь, грешник или святой между тобой и Творцом мира будет пролегать непреодолимая пропасть. Не случайно Священное Писание Ветхого Завета не раз повторяет: невозможно человеку увидеть Бога и остаться в живых. Даже человек с такой чистой душою и сердцем, как Исаия, испытывает рядом с Ним благоговейный ужас. Пророк чувствует своё недостоинство.
Однако невозможное человеку возможно Богу. Господь видит, что душе Исаии чуждо самодовольство. Единственное, чего он хочет, — служить Своему Творцу, во всём исполнять Его волю. В его сердце нет лжи, нет лукавства, он не ищет для себя корыстной выгоды. Он хочет одного — быть полезным Своему Создателю.
Поэтому и Бог не обращает внимания на его человеческие немощи и несовершенства. Ангел касается губ Исаии горящим углём, и пророка наполняет божественный огонь. В этом огне сгорают все его греховные пристрастия. Теперь Исаия не принадлежит сам себе. Его уста стали устами Бога. Он призван для того, чтобы исполнять и возвещать людям волю Творца. И в первую очередь Господь посылает его к Своему народу, к Израилю.
Как часто мы говорим: я хочу избавиться от своих грехов. Я хочу стать чистым. Я хочу, чтобы Господь не гневался на меня за мои проступки. Нередко ради этого мы и ходим в Церковь. Ради этого исполняем различные церковные правила и предписания. Мы жаждем покоя и тишины.
Произошедшее с пророком Исаией — яркий пример того, какова должна быть подлинная цель нашей духовной жизни. Не душевная чистота и бесстрастие сами по себе, не тишина и безмятежие, которые наступают тогда, когда меня не беспокоит то, что происходит вокруг. В первую очередь мы призваны стремиться к тому, чтобы во всех своих делах исполнять волю Творца. Чего бы нам это не стоило. Даже если это обрекает меня на тяжкий труд, как пророка Исаию. И чем больше мы готовы забывать о себе, чем больше ради исполнения Божьих заповедей мы отодвигаем в сторону свои гениальные прожекты, тем сильнее Господь будет наполнять нас огнём Своей благодати. В этом огне сгорают все наши недостатки. Все наши грехи. А вместе с этим огнём приходят подлинные чистота, глубокий мир и святость.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
- Этот отрывок книги пророка Исайи можно отнести к числу уникальных, ведь в Библии очень немного мест, в которых говорилось бы о встрече человека с Богом-Отцом и которые описывали бы эту встречу. У Исайи получилось и встретиться, и описать, а потому всякий раз, когда христиане в своих молитвах обращаются к Богу-Отцу, они вспоминают и о словах Исайи.
Так мы поступаем и во время совершения центрального церковного таинства — литургии, в её молитвах содержится очень много прямых цитат из пророка Исайи, в частности, мы повторяем его слова тогда, когда описываем величие Бога-Отца через образ окружающих Его Серафимов, когда воспроизводим их песнь, когда, причащаясь Тела и Крови Христовых, сравниваем их с тем горящим углём, которым Серафим коснулся уст Исайи, и очистил его от греха и беззакония.
Эти параллели связаны не только с тем, что Исайя сумел очень удачным образом описать своё видение Господа Саваофа, но и с тем, что Пришествие на землю Христа изменило парадигму отношений Бога и Человека. То, что в эпоху Ветхого Завета было уникальным опытом некоторых избранников Божиих, в новозаветное время стало достоянием всех людей, и каждый при желании и некотором усердии может пережить то, что пережил пророк Исайя.
Конечно, речь идёт не о каких бы то ни было возвышенных таинственных видениях, а о реальном соприкосновении с Богом в таинстве Причащения Тела и Крови Христовых, о том, что можно видеть собственными глазами и переживать всем естеством. И чрезвычайно удивительно, что к этому опыту имеют стремление приобщиться далеко не все люди, тогда как Церковь в буквальном смысле взывает прийти и лично узнать, что представляет собой прямое и непосредственное общение с Богом.
Хотелось бы, чтобы людей, имеющих такой опыт, было как можно больше, и если когда-нибудь христиане перестанут быть статистическим меньшинством, то велик шанс того, что наш мир перестанет быть тревожным и опасным местом, а превратится в преддверие Христова Царства.
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий.
В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о призвании Исаии к пророческому служению. История наполнена особыми образами и символами, при помощи которых мы узнаём нечто о духовной реальности и о том состоянии, которое пережил пророк.
Господь является Исаии в Иерусалимском храме, куда пророк пришёл для молитвы. Бог сидит на престоле, а края Его одежды наполняют весь храм. Он является в виде грозного, могущественного владыки, которого окружают многочисленные ангельские чины. Писание называет их «серафимы». В переводе с еврейского это означает «огненные».
В тексте мы встречаем подробное описание этих существ. Исаия говорит, что у них было шесть крыльев. Двумя они закрывали лица, двумя — ноги и при помощи двух летали. Конечно, это символические образы, которые призваны указать на определенное духовное состояние служителей Господа. Серафимы настолько близки к Богу, что вынуждены укрываться своими крыльями от сияния Его божества. Так Библия стремиться показать, что Творца и Его творение разделяет огромная дистанция. Даже самые чистые и возвышенные существа несовершенны перед лицом совершенства Бога.
От этого видения пророка охватывает священный трепет. Исаия чувствует своё недостоинство и греховность. Однако Господь не обращает внимание на его человеческие немощи. Он посылает ангела, который берёт горящий уголь и прикасается к устам Исаии. Теперь пророк больше не принадлежит сам себе. Он призван для того, чтобы исполнять и возвещать людям волю Творца. И в первую очередь Господь посылает его к Своему народу, к Израилю.
Важный духовный закон демонстрирует нам эта величественная картина. Господь никогда не прикоснётся к человеку, который настойчиво повторяет: «Бог у меня в душе». Ведь эти слова — яркое свидетельство самодовольства. Такой человек живёт так, как он привык и как считает нужным. Бог будет ему только мешать.
И Господь не навязывает Свою волю. Он держится в стороне от такого человека. И приходит лишь к тому, кто искренне осознаёт свою греховность и недостоинство, а потому всем своим существом нуждается в источнике святости и чистоты. Лишь такой будет всем сердцем желать исполнить волю Творца, поскольку ясно видит, куда его может привести собственная греховная воля. Лишь такого коснётся божественный огонь и сожжёт в нём всё нечистое и скверное. Именно таким был пророк Исаия. Именно это состояние Священное Писание призывает приобрести и каждого из нас.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
- Однажды я ехал в поезде и разговорился с попутчицей, которая очень интересовалась религиозными вопросами. Причем особенно ее интересовала тема различных библейских пророков и пророчеств. Она все время спрашивала, а как люди определяли, что перед ними настоящий пророк, как пророки доказывали, что с ними действительно говорил Бог? К сожалению, как выяснилось в итоге разговора, интересовалась она потому, что это касалось ее лично. Она, по ее собственным словам, имела послание от внеземных цивилизаций, но боялась о нем говорить, так как ее, очевидно, посчитали бы сумасшедшей.
Слушать все это было, конечно, не просто, но важно было другое. Современный человек, особенно далекий от веры, действительно практически не видит разницы между пророком и жуликом или пророком и душевно больным. Ну только представьте себе, человека, который слышит голос и с уверенностью сообщает всем, что это голос Творца мира, и передает остальным нечто очень важное. Сегодня подобные вещи никто не воспринял бы всерьез, но именно это говорит в сегодняшнем чтении пророк Исаия.
Конечно, можно сказать, что в каждое время Бог говорит с людьми на их языке, в какое-то на языке образов и пророчеств, в какое-то на языке философии и богословия... Но дело не только в этом. Важно понимать, что лжепророки существовали и тогда, во время пророка Исаии. Как и во все времена были обманщики, были люди, страдающие душевным расстройством, но подлинного пророка от обманщика отличало исполнение пророчества, а от человека душевно больного трезвость и явная для всех цельность духовной жизни.
Когда атеисты сравнивают пророков с теми, кто сегодня слышат голоса и видят инопланетян, они забывают, что эти последние теряют здравость рассуждения не только в какой-то одной теме, но постепенно теряют всякую способность рассуждать здраво, жизнь таких людей становится дезорганизована, как личность, такой человек разрушается и постепенно деградирует... В отличие от них пророки представляли собой людей в высшей степени здравых и цельных, сохраняющих трезвость ума в течение всей жизни.
В сегодняшнем чтении мы оказываемся свидетелями того, как Исаия призван к пророчеству. Конечно, в своем рассказе пророк использует язык образов. Очевидно, что крылья серафимов лишь образы, а не материальные объекты, так как и сами они существа духовные. Для самого пророка важно совершенно другое: он утверждал, что знает волю Божию, которая свершится над людьми, если они продолжат жить во грехах. Он был очищен духовно и говорил все это не ради собственной выгоды, но ради спасения людей, которые огрубели сердцем, с трудом слышат и практически не видят...
Впрочем, пророк взывает не только к ним, но и к нам, взывает с надеждой, что мы обратимся...
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
- В только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Господь призывает Исаию на пророческое служение. Во всем этом рассказе, который полон разного рода символических образов, указывающих на духовный мир, обращает на себя внимание одна важная деталь. Это реакция Исаии. От того, что он увидел, его охватывает священный ужас. Ведь по библейским представлениям, человек, который увидел Бога, неизбежно должен умереть.
Нет, не потому что теперь его будет преследовать проклятье. Все дело в той пропасти, которая лежит между человеческой и Божественной природами. Это все равно, как если бы встретились огонь и солома. Человеческое естество, поврежденное грехом, — та же солома перед лицом той пламенной святости, которой обладает Бог. Поэтому и называет себя пророк «человек с нечистыми устами». Он ощущает свое несовершенство перед Богом и его сверхъестественной чистотой.
Посмотрите, в реакции Исаии нет ничего горделивого и высокомерного. Нет и намека на самолюбование, нет и мысли, что он достоин этого видения и призвания. Его переполняет то чувство, которое в христианской аскетике принято называть сердечным сокрушением или же смирением. Именно это состояние и нужно Богу. Ангел касается горящим углем губ пророка. Он словно обновляет его, наполняет своей силой и святостью. Как об этом образно написал А.С. Пушкин в своем переложении этого эпизода:
«И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул».
Теперь Исаия может выполнять те задачи, которые на него возлагает Господь. По слову того же поэта, «обходя моря и земли, глаголом жечь сердца людей».
Замечательная иллюстрация важного духовного закона. Часто можно слышать от людей: «живу как хочу, Бог у меня в душе». Возможно, действительно, какой-то бог у такого человека и есть внутри, но это явно не тот Бог, о Котором говорит Библия и вся христианская традиция. Для того, чтобы Господь вошел в мою жизнь, стал действовать в жизни моих близких, необходимо приготовить для Него место. Необходимо потрудиться над созданием определенной душевной атмосферы.
И один из первых признаков того, что наше сердце готово принять Его, — это глубокое осознание, что по факту ты недостоин принять такого высокого гостя. В тебе еще в какой-то мере живут и самодовольство, и эгоизм, и высокомерие, и неприязнь к людям и многие другие страстишки и грешки, на которые мы привыкли не обращать внимание, но которые занимают то пространство внутри нас, предназначенное для Творца. Хотя бы осознание одного этого факта — уже большой шаг на пути к Богу. Именно за это сердечное сокрушение, Он готов прийти к нам и несмотря на все немощи и несовершенства наполнить нашу душу Своим светом.
Радио ВЕРА
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев