Молодому поколению советская эпоха представляется как время запретов, однотипности и ассексуальности. Особенно когда речь идет о моде, вкусах, эстетике. Но те люди, которым довелось жить в советские времена, не столь категоричны в своих отзывах. Полки магазинов не ломились от заграничных товаров, но неизбалованность, некоторая наивность и трогательность модного мира СССР создавала неповторимый шарм. Именно поэтому отдельные модные тенденции того времени вызывают ностальгию.
Красная Москва
Аромат легенда, аромат – противоречие. Парфюмерия в СССР должна была быть простой, понятной и целомудренной. Этот же парфюмерный бренд — мечта всех москвичек и жительниц регионов – скромным назвать сложно. «Красная Москва» — роскошный, пудровый, изысканный аромат. «Запретный плод сладок» — данное высказывание как нельзя больше подходит к этим духам. Купить «Красную Москву» было непросто, стоила она недешево, но о ней мечтали и часто вручали в качестве статусного подарка.
Такая противоречивость не случайна. Существует несколько версий происхождения «Красной Москвы». Духи были лицом самого знаменитого советского предприятия по производству парфюмерии – московской фабрики «Новая Заря». Фабрика начала свое существование задолго до революции и руководил ею француз Генрих Брокар. В 1890 году он придумал оригинальный ход – преподнес императрице Марии Федоровне благоухающие восковые цветы, чем заслужил ее расположение. Это был лишь прообраз легендарных духов. Парфюм «Любимый букет императрицы», согласно самой распространенной версии, появился в 1913 году. Эта композиция и стала прототипом «Красной Москвы».
После революции фабрика Бокара продолжила свое существование под названием «Замоскворецкий парфюмерно-мыловаренный комбинат №5». В 1920-е годы главный парфюмер фабрики Август Мишель возродил легендарный «букет» под соответствующим духу времени названием «Красная Москва», а фабрика приобрела название «Новая Заря».
Отношение к легендарному аромату также неоднозначное. Современники пишут о популярности аромата, о том, что «Красную Москву» знали не только в СССР, но и за пределами «железного занавеса». Эти духи относились к категории элитных, ими пользовались известные актрисы и жены партийных деятелей. Но, критики говорят, что запах этот был «слишком резким и прямолинейным». И это отражало характер эпохи, в которой царила уравниловка, безвкусие, отсутствие женственности.
Стоили духи «Красная Москва» не дешево, но и не слишком дорого – 5-7 рублей. Для сравнения – французские духи люди в ту пору покупали по 30-40 рублей, отдавая за них буквально всю свою зарплату.
В составе аромата – бергамот, нероли, роза, ирис, бобы тонка, иланг-иланг. В наше время духи по-прежнему выпускаются, но, популярными их назвать сложно. Однако есть женщины, которые до сих пор верны этому аромату, и с удовольствием покупают «Красную Москву». Среди них актриса Рената Литвинова, она не раз высказывала привязанность к аромату в своих интервью.
Красный мак
«Красный мак» — еще один из старейших парфюмов советской эпохи. Выпущен он был в 1927 году к 10 летию Октябрьской революции. Фабрика «Новая Заря» сделала своей традицией создание новых ароматов к той или иной дате.
В это же время состоялась премьера балета Р. Глиэра «Красный мак», которая всколыхнула советскую общественность, ведь там говорилось о свободе и справедливости. Изображение маков стало невероятно популярным, как утверждают историки, это имело прямое отношение и к созданию духов. Надо сказать, что запах получился не слишком пролетарский, а скорее головокружительный, опиумный. Но, долгие годы, в том числе и при правлении Сталина, «Красный мак» пользовался популярностью.
Пиковая дама
Духи «Пиковая дама» также относятся к юбилейным ароматам «Новой Зари». Парфюм был выпущен к 150-летию юбилея А.С. Пушкина, то есть в 1949 году. Произведение получилось ярким во всех отношениях – насыщенный, землистый аромат, оригинальный дизайн флакона и упаковки.
Духи «Пиковая дама» стоили 3-5 рублей – для советского времени цена была не слишком низкой, на эти деньги можно было прожить неделю. Но парфюм этого стоил – в его составе присутствовала натуральная амбра, экстракты растений. В композиции доминировал ирис, дополняла его жаркая роза, в шлейфе искрились нотки нарцисса.
Злато Скифов
«Злато скифов» — эти духи признаны настоящим произведением парфюмерного искусства. Создали их в 50-е годы, сразу после войны. В это время советские люди только оживали после ужасного периода и снова обретали простые человеческие радости. Аромат получился неожиданно роскошным и многогранным — иланг-иланг, бергамот, пачули, амбра, ваниль и сандал. Неординарным был даже сам флакон – по задумке создателей духи должны были ассоциироваться со скифскими сокровищами, и внешне флакон напоминает массивное золотое украшение.
В 1958 году духи «Злато Скифов» удостоились награды на выставке в Брюсселе. Для советских женщин эти духи были недешевыми и не слишком доступными, впрочем, как и многое в эпоху дефицита. Но все, кому посчастливилось этими духами пользоваться – запомнили это глубокий шлейфовый аромат надолго.
Достоинство парфюма «Злато Скифов» еще заключалось и в том, что в советское время при его производстве использовались натуральные ингредиенты. Отсюда крепкий запах сандала, стойкость и переливы шлейфа. Сегодня версия духов упрощена, но надо отметить, что «Злато Скифов» по-прежнему является одним из самых покупаемых ароматов фабрики «Новая Заря», и не уступает по популярности кассовой заграничной парфюмерии.
Ландыш серебристый
«Ландыш серебристый». Цветочная тема была весьма актуальной для советской парфюмерии. Ландыши пользовались особой популярностью — считалось, что их запах не только приятный, но и успокаивает нервную систему. Духи «Ландыш серебристый» были выпущены в 1940-х годах, на фабрике «Северное сияние» в Ленинграде. Флакон стоил копейки, и купить его можно было свободно. Но, несмотря на дешевизну, запах получился очень удачным – легким, свежим, с ярким ароматом весенних цветов. Духи «Ландыш серебристый» можно назвать кассовым дневным парфюмом советской эпохи, который нравился женщинам всех возрастов.
Ландыш серебристый
«Ландыш серебристый». Цветочная тема была весьма актуальной для советской парфюмерии. Ландыши пользовались особой популярностью — считалось, что их запах не только приятный, но и успокаивает нервную систему. Духи «Ландыш серебристый» были выпущены в 1940-х годах, на фабрике «Северное сияние» в Ленинграде. Флакон стоил копейки, и купить его можно было свободно. Но, несмотря на дешевизну, запах получился очень удачным – легким, свежим, с ярким ароматом весенних цветов. Духи «Ландыш серебристый» можно назвать кассовым дневным парфюмом советской эпохи, который нравился женщинам всех возрастов.
Тайна рижанки
«Тайна рижанки». Этот аромат относится к более позднему советскому периоду – он был выпущен уже в 80-е годы. Но, надо отметить, что и знаменитый латвийский завод «Дзинтарс» пережил непростую историю. По-настоящему советским предприятие стало лишь в 70-х годах, до этого завод пережил несколько реформ.
Парфюмерия «Дзинтарс» вызывала у советских женщин трепет и была символом чего-то «нездешнего», а значит весьма притягательного. Но «Тайна рижанки» ценилась заслуженно – в 1987 году аромат получил приз в Париже, когда духи еще не имели названия, их только разработали.
Духи «Тайна рижанки», как и другие произведения «Дзинтарс», для совестких модниц приравнивались к французскому парфюму. «Дзинтарс» достать было проще, и, несмотря на то, что цена их кусалась – раскупались рижские духи очень хорошо. «Тайна рижанки» была одной из самых дорогих, стоила 15-17 руб. Но это не убавляло аромату популярности.
В композиции отчетливо ощущается аромат фиалки, дополняет его роза, белый ландыш и ирис. В первоначальном варианте все ингредиенты были натуральными, позже были преобразования, но это не слишком повредило – суть аромата осталась прежней. Духи «Тайна рижанки» выпускаются по сей день, и, надо сказать, пользуются спросом.
Шахразада
Духи «Шахразада». Этот аромат – одно из интересных явлений советской парфюмерии. Духи были выпущены на фабрике г. Николаева, предприятие назвалось «Алые Паруса». По воспоминаниям современниц, духи пахли сладостями – мармеладом, карамелью, лимонадом «Тархун». Но это был один из популярных в 70-е годы восточных ароматов. При том, что стоили духи совсем дешево, поэтому позволить их себе могли даже школьницы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4