МАЗ-502
АРМЕЙСКИЙ АВТОМОБИЛЬ
MAZ-502 army truck
МОДИФИКАЦИИ
ОСНОВНЫЕ ТТХ
БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
ФОТОГРАФИИ,
СХЕМЫ
ИСТОЧНИКИКОММЕНТАРИИВ 1953 году конструкторы Минского автомобильного завода получили задание от Министерства лесной промышленности СССР на разработку лесовоза, предназначенного для вывозки бревен в сортаментах и леса в хлыстах длиной до 30 м с применением прицепа-роспуска и с полной грузоподъемностью автопоезда 15 т.В короткие сроки на базе седельного тягача МАЗ-200В автозаводцы разработали конструкцию автомобиля-лесовоза с приводом на передние и задние колеса. Уже в 1954 году в экспериментальном цехе было изготовлено несколько опытных образцов. Автомобиль-лесовоз, ставший первым полноприводным автомобилем Минского автозавода и получивший индексМАЗ-501, представлял собой тягач, оборудованный поворотным коником и приспособлением для буксировки 2-осного прицепа-роспуска 2-Р-15 (2Р-15А). Лесовоз МАЗ-501БКонструкторы завода во главе с заместителем главного конструктора, ведущим конструктором полноприводных автомобилей А.Х. Лефаровым, оснастили МАЗ-501 в дополнение к 5-ступенчатой КПП двухступенчатой раздаточной коробкой с обеими понижающими передачами. Машина получила постоянный (неотключаемый) привод на оба моста, редукторы в ступицах колёс переднего моста для увеличения дорожного просвета, цилиндрический блокируемый межосевой несимметричный дифференциал планетарного типа, передающий на задний мост 2/3 крутящего момента. Имелся режим полной механической блокировки дифференциала. Специально для переднего моста был разработан малогабаритный центральный редуктор, который было решено сместить влево относительно продольной оси автомобиля, в результате чего он компактно размещался между левым лонжероном рамы и картером двигателя.МАЗ-501 проходил испытания в Червенском леспромхозе на дорогах с толщиной снежного покрова до 50 см. Автомобиль мог передвигаться по дорогам всех типов с удовлетворительной несущей способностью и развивал скорость 45 км/ч. Крестовая сцепка с прицепом-роспуском и поворотный коник обеспечивали надёжное и безопасное движение автопоезда, а откидные боковые стойки коника облегчали погрузку и разгрузку.Первый серийный лесовоз МАЗ-501 сошёл с главного конвейера завода 18 декабря 1955 года. С 1962 года выпускалась модификация МАЗ-501Б, отличающаяся более мощным двигателем. Этот автомобиль комплектовался 180-сильным четырехтактным шестицилиндровым дизелем ЯМЗ-236 и выпускался вплоть до 1966 года, пока его не заменили на конвейере более совершенные лесовозы семейства МАЗ-500.
* * *Через некоторое время после создания МАЗ-501 на завод обратились представители Министерства обороны с просьбой создать для Советской армии автомобили повышенной проходимости: бортовой грузовик и седельный тягач, предназначенные для перевозки различных армейских грузов и личного состава, а также буксировки артиллерийских орудий по дорогам всех типов и бездорожью.За основу разработчики взяли опыт, накопленный при создании армейского грузовика МАЗ-200Г и полноприводного лесовоза МАЗ-501. Обе машины решили оснастить пневмоусилителем руля, улучшенными отопителями кабины. Напряжение всего электрооборудования было переведено на 24 в (генератор — Г106, реле-регулятор — РР106, стартер — СТ26; 11 л.с.).
Седельный тягач МАЗ-501В
Седельный тягач МАЗ-501В внешне повторял лесовоз МАЗ-501, только узел коника был заменён на двухшарнирное седельное устройство с автоматическим замком со смещенным центром на 150 мм от задней оси (как на МАЗ-200В).МАЗ-502 получил сварную металлическую бортовую платформу с откидным задним бортом, оборудованную дополнительными съёмными решётчатыми бортами (передним и двумя боковыми) для увеличения объёма при транспортировке легковесных грузов, откидными сидениями для перевозки людей, съёмными дугами и брезентовым тентом. На задней ведущей оси для улучшения проходимости двускатная ошиновка была заменена на односкатную, а все колёса получили шины Я-190 с большей несущей способностью и размерностью 15,00-20" против 12,0-20" (как на МАЗ-501 и МАЗ-501В). Давление воздуха в шинах кгс/см²: передних — 3,0; задних колес — 4,0. Грузовик мог преодолевать подъем до 25° и брод глубиной 1 м.Осенью 1956 года, к 39-й годовщине Октябрьской революции, завершились заводские испытания обоих автомобилей. Серийное производство грузовика МАЗ-502 началось во второй половине 1957 года. Эти машины уже комплектовались форсированным двигателем ЯМЗ-М204В с увеличенной до 135 л.с. мощностью.В конце 1950-х годов на одном из военных полигонов проходили испытания всей автомобильной техники, поставляемой в Советскую Армию, с целью определения её проходимости на заснеженных участках. Самую высокую проходимость тогда показал МАЗ-502, проехавший дальше всех.Седельный тягач МАЗ-501В выпускался небольшими сериями с 1958 по 1961 год. В 1960-61 годах для него производились специальные модификации одноосного полуприцепа МАЗ-5245 с уменьшенной до 12,5 т (против 14 т) грузоподъёмностью — МАЗ-5245Б для перевозки военного снаряжения и МАЗ-5245В с откидными сиденьями вдоль бортов и окнами в тенте для перевозки личного состава. В те же годы был построен опытный образец автопоезда в составе МАЗ-501В и активного полуприцепа созданного на базе МАЗ-5245Б.В течении серийного выпуска, МАЗ-502 подвергался изменениям. Так, машина получила бездисковые колёса, полностью унифицированные с колёсами ЯАЗ-214. В некоторых моделях вместо дифференциалов малого трения в мостах были установлены механизмы свободного хода (т.н. дифференциалы свободного хода), которые в режиме движения на слабых грунтах связывали между собой полуоси. В результате все колеса машины на слабом грунте получали жесткую кинематическую связь и вращались с равными угловыми скоростями, существенно повышая проходимость машины.Наряду с очевидными достоинствами, первые полноприводные автомобилиМАЗа имели ряд недостатков. Эти машины отличались невысокой скоростью (крейсерская скорость — около 40 км/час) и двигателем, имевшим недостаточную мощность и низкую топливную экономичность. При полной массе МАЗ-502 имел нагрузку на заднюю ось 7,5 т, что значительно превышало допустимую нагрузку для многоцелевых автомобилей. В начале 60-х годов ему на замену готовился грузовой автомобиль повышенной проходимости МАЗ-505, так и оставшийся в опытных экземплярах. Производство модели МАЗ-502 продолжалось до 1966 года. (Только в середине 2000-х годов у МАЗа в производственной линейке снова появился двухосный полноприводный автомобиль — им стал грузовик МАЗ-5316.)На рубеже 50-60-х годов минский завод «Ударник» освоил производство гаммы роторных снегоуборочных машин, в числе которых был и мощный шнекороторный снегоочиститель Д-450, устанавливавшийся на шасси автомобиля МАЗ-502 и предназначенный для очистки от снега взлётно-посадочных полос, рулёжек, стоянок, а также подъездных путей и автомагистралей. Д-450 отличался от аналогичных машин наличием трёх шнеков и двухмоторной схемой привода — для привода базового шасси сохранялся штатный дизельный двигатель, а для обеспечения работы снегоочистительного оборудования на месте кузова устанавливался второй дизельный двигатель 2Д12Б (вариант дизеля типа Д-12) мощностью 300 л.с. Д-450 характеризовался производительностью 1500 т/ч, дальность отбрасывания снега составляла 35 м, ширина очистки – 2,8 м, толщина убираемого снега – 1.7м
Комментарии 1