На черно - белых фотографиях выпускники 10 - А выглядели взрослее нынешних подростков. Айгерим внимательно рассматривала снимки, разложенные на столе. Стоял погожий летний вечер, и солнце нежно ласкало наливающиеся соком яблоки за окном. Она вспоминала ребят и медленно разглядывала старые фотографии. Рита, Алибек, Сашка Зайцев, Марина, Фазиль, Махмуд … У них был дружный класс. Более полувека прошло, а все продолжают встречаться в день встречи выпускников. Ближайший будет через пару месяцев. Как по-разному сложились их судьбы, всего и не перескажешь. Сашка погиб ваварии, уснул за рулём, Витя стал детским врачом, Жасмин родила целых 12 детей, живёт в далёком, богом забытом поселке и, говорят, не очень счастлива, Тимур уехал в Москву, закончил Бауманское и работал в каком-то "ящике". Год назад его не стало… А вот Миша — она приблизила снимок к лицу - пронзительный взгляд, явственно пробивающиеся усики и непокорная грива черных кудрей. За кудри и любовь к поэзии прозвище у него было, конечно, Пушкин. Впрочем, тогда она не любила стихи. Как сложилась его судьба? Глядя на снимок, она ощущала, что он жив, но находится далеко. Айгерим улыбнулась и погладила фотографию. Затем она подняла щепотку земли и растерла на ладони. Закрыв глаза она ощутила тепло, исходящее от темных земляных крошек. Она ласково подула на них, и вечерний ветерок не задумываясь подхватил их на своих легких крыльях. Айгерим прошептала им в след:
- Ребята, приезжайте домой. Красные горы Джеты-Огуз соскучились по вам, - и, прислушавшись к чему-то, добавила — пусть будет легок ваш путь сюда.
****
Три месяца спустя.
Айсулу чувствовала, что бабушка неспроста устраивает свадьбу. Рассудите сами: зачем в 75 лет устраивать официальную свадьбу? Ведьмы вообще не очень любят свадебную кутерьму, они предпочитают жить с возлюбленным без официальных церемоний. Возможно, был еще какой-то повод собрать всех вместе…. Думая об этом, она ощущала, как волнение наполняет ее живот теплом и рассеивается по всему телу беспокойно-радостными частичками, словно кто-то внутри нее дунул на волшебный одуванчик.
Она приехала к бабушке поздно ночью. Бабушка с одобрением посмотрела на молодого человека, который подвез ее на своем мотоцикле последние километры. Айсулу знала, что у бабушки Айгерим всегда была слабость к высоким и широкоплечим мужчинам. Так, в 17 лет, никого не спросив, она вышлазамуж за усатого красавца из Бишкека по имени Фарид. Он работал в обкоме партии, и вскоре его по партийной линии перевели в Москву. Он стал перспективным партийным работником, и юная красавица жена ни в чем не знала отказа. Вскоре у них родилась дочь — Айгуль. Фарид мечтал о сыновьях, но, увы, Айгерим больше не беременела. Она выучилась на акушерку и часто пропадала на ночных дежурствах. Юношеская пылкая влюбленность исчезла, так и не превратившись в зрелую любовь. Через несколько лет они расстались. Фарид женился во второй раз, и, к его великой радости, жена родила ему 5 сыновей подряд. Айсулу подозревала, что бабушка, по доброте душевной, приложила к этому руку, но никогда ее об этом не спрашивала. Дядей своих она любила и всегда могла обратиться к ним за помощью и советом.
Когда дочь закончила институт и вышла замуж, Айгерим решила, что пришла пора вернуться на родину. Она всегда скучала по родным горам, синему Иссык-кулю и по удивительным красным скалам Джеты-Огуза. Она быстро нашла работу в районной больнице, и слава о ней как об акушерке быстро распространилась по округе. Выходить снова замуж она не собиралась, хотя досужие сплетники утверждали, что у нее бывали романы, но подробностей никто никогда не знал. Все же она была не только ведьмой и красавицей, но и разумной женщиной.
Михаила Гершевичаона встретила недавно. На вечере встречи выпускников. Возможно, вы удивитесь, но вечер встречи начался на кладбище. Они так решили — вначале повидаться с теми, кто ушел в мир иной, а потом уж отмечать очередную годовщину выпуска. В этот раз кладбищенских оказалось больше, чем празднующих.
Михаил недавно вернулся в родные края, и поэтому встреча с ним была особенно радостной. Его расспрашивали не переставая, а потом, утолив первое любопытство, — рассказывали так же много. Уходя со дня встречи, он с удивлением думал о всех этих таких родных постаревших людях, и с трудом верилось, что им уже за семьдесят. Но более всего он думал об Айгерим. Ему незачем было лгать себе - на встречу он пошел лишь в надежде, что туда придет она. В его-то возрасте... он волновался перед этой встречей не меньше, чем перед выпускным балом. Тем самым, к которому он так долго готовился, разучивая вальс, чтобы пригласить ее потанцевать. А она … Она пришла с каким-то городским красавчиком. Все ахали от зависти, глядя на них, и судя по тому, как властно лежала рука этого парня на ее талии — все было серьезно. А Мише осталось лишь кусать губы, чтобы по -детски не расплакаться, и всю ночь писать стихи, которые он никогда ей не покажет. Недавно он нашел эти стихи на чердаке родительского дома. Они ему понравились. Хорошие, умные, страстные стихи он тогда написал.
Впрочем, поэтом он становиться не собирался.
У него была давняя мечта — море. Он знал чуть ли не наизусть книги Станюковича, Стивенсона, Жюля Вернаи Джозефа Конрада, выучил все сигнальные флаги и никогда не перепутал бы грот, кливер и стаксель, хотя знал их только по книгам.
Миша решил стать морским офицером. Он поехал в Ленинград. К его великому разочарованию, он не прошел медкомиссию — подвело зрение. Но экзамены он сдал столь блестяще, что ему предложили срочно перевести документы в другой вуз — кораблестроительный. Он подумал- и согласился. Жил он в общежитии и быстро полюбил этот туманный, столь далекий от Востока город…
Но на последнем курсе его отчислили за то, что он не согласился отказаться от брата, уехавшего в Израиль.Вылетел из института и из комсомола с волчьим билетом.
Он пошел работать рабочим на тракторный завод — руки у него были золотые, и начальство быстро стало использовать его в качестве техника. Через несколько лет ему удалось завершить образование в технологическом институте по специализации тракторостроение. Позже он шутил, что если кораблям его конструкции не суждено бороздить просторы морей, то пусть его тракторы с рыком бороздят просторы полей.
Он долго жил один, хотя у него и бывали мимолетные связи с женщинами. Шли годы, иоднажды в него влюбилась сотрудница — молоденькая девушка Катя. Она призналась ему в любви в одном из походов, которые он так любил. Ее не смущало, что он старше. Она была влюблена по уши. И он решил, что- ну, значит, - судьба. Об Айгерим он давно ничего не слышал: мать его умерла, а спросить больше ему было некого.
С Катей они жили неплохо. Быстро родился сын, которого Михаил назвал Айдером — это имя напоминало ему об Айгерим. Кате имя не нравилось, она хотела русское имя и уверяла, что ребенка будут считать чуркой, что раз уж ему нужно напоминание о родине, то есть же тюркские имена с более привычным звучанием: Тимур, Руслан, Марат…. , но обычно мягкий Миша на сей раз настоял на своем. Он был непоколебим — Айдер, и все!
Через несколько лет Катя поняла, что ей не удалось вызвать в сердце Михаила ответной любви. Он заботился, зарабатывал, слова грубого не говорил — а не любил. Катя много плакала, а потом у нее появился мужчина, который относился к ней с большей любовью, чем муж, и она ушла от него. Она хотела быть любимой. После долгих разговоров Айдер остался с отцом. Ему было на тот момент всего 10 лет, но характером он пошел в отца — за видимой мягкостью скрывалась твердость духа. Он так решил, а Михаил поддержал его решение. Мальчик уже не маленький, и ему нужен отец. Катя вначале смертельно обиделась на обоих, но со временем отошла и поселилась с новым мужем в нескольких минутах ходьбы от них, чтобы Айдер мог заходить к ней на обед после школы.
Шли годы. Айдер вырос, выучился и зажил своей жизнью. Тогда Михаил решил вернуться домой- туда,где вырос и где были похоронены его предки.
А потом он снова встретил Айгерим. Она изменилась. Стала настоящей горной ведьмой — сухощавой, с пронзительным взглядом карих глаз, белоснежными волосами и молодой улыбкой. Он сделал ей предложение на следующий же день после их встречи. И она согласилась. Нет-нет, не подумайте, она не согласилась сразу. Она думала целый день, а к вечеру согласилась.
На свадьбе настоял он — ему очень хотелось все же станцевать с ней вальс, к которому он так долго готовился. Айгерим с нежностью посмеялась над этой затеей и согласилась. Она подумала, что пришло время повидать любимицу-внучку, многочисленных племянниц и их дочерей. Год предстоял непростой. Лучше позвать всех на праздник, чем на семейный совет.
Бабушка и Айсулу сидели на летней кухне. Выдался на редкость теплый осенний день и казалось, что зима еще далеко. Солнечный свет золотил вершины гор, а небо было таким синим, словно решило посоревноваться в синеве с водами горных озер.
Внучка внимательно слушала бабушку, наблюдая как та ловко разделяет зелень на пучки для сушки. Она мечтательно вдохнула аромат базилика и взяв нежный пряный лист принялась медленно растирать его между пальцами. Айгерим смотрела на нее с любящей улыбкой - какой-же красавицей и умницей выросла ее внучка.
- Бабушка, а почему ты и Михаил Гершевич не поженились еще раньше, почему ты его не заметила тогда, еще в школе?
Айгерим вздохнула и фыркнула:
- Да кто же в 17 лет обладает мудростью старухи? Тогда я мечтала о романтике, красивой любви с чужаком… - она вспоминая вздохнула.
- А сейчас? - спросила Айсулу.
- Сейчас? - Айгерим задумалась. — Я уже давно не ищу любви, она живет внутри меня, даже когда я одна. В молодости мы бы не сошлись. Каждый должен был пройти свой путь к любви. Каждый из нас умеет жить по отдельности, но вместе мы счастливее. Нам есть о чем поговорить, и его мысли, мнения пробуждают во мне любовь, она льется из меня словно широкая река, наполняя светом наши души. Нам некуда торопиться, и порою я удивляюсь, как глубоко и тихо можно радоваться, ощущению счастья. Это не гремучий фейерверк любви молодости, сейчас счастье другое - наполняющее и родное. Знаешь, он печет для меня узорчатые лепешки по воскресеньям, а я читаю ему вслух про его любимые морские путешествия. И, представляешь, он притащил с улицы щенка! Я давно о таком лохматом мечтала, да как-то руки не доходили, а тут... угадал.
Айгерим покачала головой и светло улыбнулась. Внучка подумала, что бабушка все же красавица и морщинки тому не помеха.
Бабушка посмотрела на нее и сказала:
- Когда он меня поцеловал…. я поняла, что останусь с ним навсегда, и я уверена, что все, что между нами происходит,— правильно, и умирать теперь не страшно.
Какое счастье, что я его встретила, воистину: все происходит в свое время - когда мы действительно готовы.
P.S. Это сказка. Любые совпадения случайны.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев