Осенью я был в гостях на одной старой подмосковной даче. Две маленькие дочки хозяина повели меня на чердак по крутой узкой лестнице. Мы постояли в полумраке, прислушиваясь и приглядываясь. «Здесь
живет Оно…» – авторитетно сказала старшая из сестренок.
«Кто это – Оно?...» – спросил я шепотом.
Мы бродили по чердаку, то уклоняясь от каких-то вещей, то подбирая что-то. И все это время я чувствовал, что мы здесь не одни, что кто-то приветливо на нас смотрит. Наверное, это и было оно – Старое Доброе Время. Здесь, на чердаке, оно тихо царствовало над вещами, выпавшими из разных эпох, и невольно сплотившимися в одну семью.
В старом книжном шкафу дремлют научные журналы начала ХХ века. Среди них я и увидел растрепанный «Сборник тем и планов для сочинений», выпущенный типографией М.М.Стасюлевича в Петербурге в 1906 году.
Добрые хозяева подарили мне этот сборник, принадлежавший их
прадедушке-словеснику, и, вернувшись домой, я стал разглядывать его,
пытаясь понять, что же меня привлекло к этой невзрачной
книжке-«методичке». Через несколько минут я уже не мог оторваться. Давно я не читал ничего более размеренного, степенного, исполненного ясности и не показной, застенчивой мудрости. Из предисловия: «В планах дано почетное место так называемым художественным описаниям, с целью пробуждения в учениках поэтического чувства, действующего, как известно, облагораживающим, смягчающим образом на природу человека…»
На этих словах раздался звонок в дверь: пришла с работы, из школы, моя жена. Она положила на стол пачку тетрадей и сборник с яркой обложкой «Литература. ЕГЭ-2010.
Экзаменационные задания». Я открыл его и прочитал в предисловии: «В
предлагаемом пособии публикуется открытый сегмент по литературе
Федерального банка экзаменационных материалов… Наиболее важной,
конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа…»
Как получилось, что к учителю обращаются сейчас таким машинным языком?
Неужели всего за сто лет педагогическая литература разучилась говорить с учителем и с детьми по-человечески, без нервной скороговорки терминов?
Могут сказать, что тогда, в 1906 году, мир был намного безмятежнее и неспешнее. Но какая уж там безмятежность, когда по всей России пылали усадьбы, а «Сборник тем и планов для сочинений» печатался в
петербургской типографии в те дни, когда в Москве войска штурмовали
баррикады на Первой Мещанской, на Арбате и Пресне.
В гимназические окна жадно глядела революция в маске соблазнительной Незнакомки, но учитель продолжал делать свое одинокое вечное дело. И опирался на пособия, составленные
людьми не только толковыми, но и любящими, сердечными. Темы, которые ни предлагали учителю и ученикам, могли показаться мелкими,
незначительными. Они на первый взгляд не вязались с действительностью,
но в этом было их достоинство. Своей мирной интонацией они укрывали
детей от разгулявшегося хаоса. Они напоминали о том, что, кроме таких
абстракций, как «счастье трудового народа» и «мировой прогресс», есть
еще дом, сад, папа и мама, красота падающего снега и тайна звездного
неба… Они учили видеть не только лозунги и заголовки новостей, но и
жизнь. Вот хотя бы старый дуб во дворе.
«Дуб принадлежит к прекраснейшим и драгоценнейшим лесным деревьям, вследствие величественного вида… Дуб составляет жилище многих насекомых и птиц… На листьях находятся служащие для приготовления чернил чернильные орехи…» В этом примере для описаний мне слышится голос не сурового методиста, а Х.К. Андерсена.
Открывается сборник «описаниями простыми». Первая глава посвящена часам, вторая – башне, третья – дому… Описания прелестны по важности тона. «Перепелка – птичка степей. Просторно ея царство…», «Цветы встречаются везде, даже острова Ледовитого океана не лишены их…»
Кажется, что эта книга написана героями Аксакова и Тургенева для
таких же литературных детей, как Петя Ростов из «Войны и мира» или
Егорушка из «Степи».
Вот темы для рассказов (первые классы гимназии):
О том, что видела птичка в дальних землях.
О том, как дети собирали ягоды, грибы и орехи.
История постройки дома и разведения при нем сада.
А вот темы для описаний (средние классы гимназии):
Листопад.
Зимний вечер.
Река в лунную ночь.
Путешествие на пароходе.
На катке.
Мои поездки и прогулки.
На берегу большой реки.
Встреча войска, возвратившегося из похода.
Бульвары Москвы.
Волга у г. N.
Большие праздники.
Метелица на большой реке.
Лес в лучшую свою пору.
Или темы для рассуждений по истории:
Светлые и темные страницы всеобщей истории.
О проявлении нравственного начала в истории.
Какие столетия особенно замечательны в истории и почему?
Домашняя жизнь в героическое время.
Вот темы для рассуждений по литературе:
О раскрытии в поэзии высших сторон человеческого духа.
Роль домашних животных в произведениях Гомера.
Мачеха и падчерица в народных сказках.
Отличительные черты древней русской проповеди.
А это примеры для рассуждений. Тут отзвук грозового времени явственно слышен.
«Куда бы ни склонялся твой дух, созидай свое счастье на основании более прочном, нежели простая надежда, и заботься в своей юности о том, чтобы к твоим воспоминаниям не примешалась когда-нибудь горечь раскаяния…»
«Кто видел мир в обширных размерах, тот не заботится об исполнении мелочных предписаний различных кружков…»
Вот примеры тем разнородного содержания:
Почему жизнь сравнивают с путешествием?
Родина и чужая сторона.
Почему в обществе часто говорят о погоде?
О высоком достоинстве человеческого слова и письма.
Слово как источник счастья.
Неприятности и удовольствия, испытываемые пешеходами.
А также – темы для описаний:
Пароходная пристань.
Прибытие поезда.
Почтовая станция.
Замирание нашего сада осенью.
Дедушкин садик.
Великаны и пигмеи лесного царства.
При всем простодушии эти темы требовали воспоминания, наблюдательности, лирического движения души.
Раздумье над такими темами помогало обрести очень простые навыки:
рассудительность, духовную трезвость, чувство меры, способность
продумывать последствия своих поступков. Все это очень простые вещи, но в переходные эпохи, страстно зовущие куда-то, большинству людей именно этих качеств почему-то остро не хватает.
Сборник тем написан за какие-то считанные годы до Первой Мировой, до революции, гражданской! Можно ужасаться слепоте людей, но можно думать и о другом: о том, как учителя хотели, внушить детям понятия добра и милосердия. Не получилось. Возможно, одни учителя
просто не торопились, думая, что у них впереди долгие годы спокойного
развития во главе с сильным премьером Столыпиным. А другие, быть может, сочувствовали грядущему перевороту. Да, возможно, они многого не просчитали, не предусмотрели. Но они шли к детям, чтобы сказать о чем-то самом важном…
#история
Комментарии 2