СТЕПАН РАЗИН: ЗНАЙТЕ КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ.
Источники скупо донесли до наших дней правду о происхождении и
становлении Разина. Его отец,Тимофей Разя, бежал из-под Воронежа на вольный Дон, то ли от голода, толи от притеснений и бесправия. Будучи человеком сильным, энергичным, смелым, он довольно скоро вошел в число "домовитых", то есть богатых казаков. Женился на плененной им же самим турчанке, которая родила трех сыновей: Ивана, Степана и Фрола. Он умер в 1650 г., когда его сыну - будущему атаману было всего 19 лет. При этом характер Стеньки, как рассказывали старики, был резкий, крутой и смелый необычайно, что сильно его выделяло. Однако он был умен, рассудителен, сообразителен и инициативен в боевых стычках. В его родной станице Наумовской эти качества ценились… Осенью 1652 г. Степан подал войсковому атаману челобитную, дабы он отпустил его из пределов Войска Донского на богомолье в Соловецкий монастырь к святым угодникам Савватию и Зосиме…
По пути он дважды побывал в Москве, узнал порядки московские.
Так описывают внешность Степана Разина: "Это был высокий и степенный мужчина, крепкого сложения, с высокомерным прямым лицом. Он держался скромно, с большой строгостью". Многие черты его внешности и характера противоречивы: к примеру, существует свидетельство шведского посла о том, что Степан Разин знал восемь языков. С другой стороны, согласно преданию, когда его и Фрола пытали, Степан шутил: "Слыхал я, будто только ученых людей обривают в священники, мы с тобой оба неученые, а все же дождались такой чести".
К 28 годам Степан Разин становится одним из виднейших
казаков на Дону. Не только потому, что он был сыном домовитого казака и крестником самого войскового атамана Корнилы Яковлева: раньше качеств полководца в Степане проявляются дипломатические качества.
К 1658 году он в составе донского посольства отправляется в Москву.
Полученное задание выполняет образцово, в Посольском приказе его даже отмечают как человека толкового и энергичного. Вскоре он примиряет в Астрахани калмыков и нагайских татар.
Позже, в походах Степан Тимофеевич будет неоднократно прибегать к хитрости и к дипломатическим уловкам.
Ждала Степана Разина блестящая карьера, если бы не случилось событие, кардинальным образом изменившее его отношение к жизни. Во время войны с Речью Посполитой, в 1665 году, старший брат Степана Иван Разин решил увести с фронта свой отряд домой, на Дон. Ведь казак - вольный человек, может уйти, когда захочет. Иного мнения придерживались государевы воеводы: они догнали отряд Ивана, вольнолюбивого казака арестовали и предали казни как дезертира. Бессудная казнь брата пострясла Степана.
Ненависть к аристократии и сочувствие бедным, бесправным
людям окончательно укоренились в нем, и через два года он начинает
готовить большой поход "за зипунами", то есть за добычей, для того,
чтобы накормить казацкую голытьбу, уже в течение двадцати лет, с момента введения крепостного права, стекающуюся на вольный Дон.
Убийство царя Алексея, отстранение царевича Алексея Алексеевича и
заточение в монастырь патриарха Никона раскололо русское общество. Борьба с боярами и прочими угнетателями станет главным лозунгом
Разина в его походах. И главной причиной того, что в разгар Крестьянской войны под его знаменами будет находиться до двухсот тысяч человек.
В 1667 г. туда дошли слухи о Степане как человеке опасном.
Собрав удальцов, Разин хотел плыть с ними по Азовскому морю, но черкасский атаман Корнило Яковлев не позволил этого и некоторое время удерживал казаков в повиновении московскому царю. Тогда Стенька поплыл вверх по Дону. Добравшись до того места, где Дон сближается с Волгой, он заложил там стан (близ городка Паншина, между рек Тишини и Иловли), названный Ригой.
Когда слух о появлении казацкого стана дошел до Царицына, началась переписка между московскими начальными людьми, но серьезных мер против казаков никто не принимал. Разин между тем перешел за Волгу и здесь, вероятно, недалеко от Камышина, устроил новый
стан. Его отряд имел казацкое устройство, делился на сотни и десятки;
над сотней начальствовал сотник, над десятком — десятник.
В ноябре приехали к нему посланцы с Дона с грамотой государя и увещанием войска отстать от воровства и воротиться на Дон. Стенька принял посланцев с честью и отпустил невредимыми, но, отпуская, сказал: "когда вперед ко мне государева грамота придет, то я великому государю вину свою принесу".
Из источников известно, что Разин выдвигал царю некие условия мира, главным из которых было выдать бояр-изменников. Эти условия имели характер ультимативных, которые следует немедленно обсудить на переговорах. При этом Разиным всегда подчеркивалось, что переговоры будут вестись не с изменниками боярами, а только с царем. А это уже была смертельная угроза всем иноземцам в Москве.
Разгромив в феврале 1681 года армию Долгорукова, Разин подошел к столице и встал со своими войсками в 12 милях от Москвы. Многие жители столицы радуются скорому приходу православных войск. Настроения в Москве были вполне определенными: Человек один, уже в летах, будучи спрошен, что надобно делать, ежели Стенька подступит к стенам города Москвы, ответствовал, что надобно выйти ему навстречу с хлебом-солью, а это, как известно, является знаком дружелюбия и приязни.
Неизвестны подробности взятия Стеньки, но современные иностранцы и малороссийская летопись говорят, что он был взят обманом.
Обман, о котором говорят многие источники, заключался в том, что царь согласился выслушать Разина и пригласил его в Москву, чем и воспользовались заговорщики. По результатам предварительных договоренностей, в апреле 1671 года в столицу отправляется торжественный кортеж Разина. Он едет с важной миссией освободить царя из под латинской опеки и арестовать изменников.
Степан Тимофеевич уверен в правоте своего дела и никого не боится, но
случилась измена: «Никакой беды нет! - отвечал Стенька. - Нас примут почестно; самые большие господа выйдут навстречу
посмотреть на нас!… За несколько верст от Москвы поезд остановился. С Разина сняли его богатое платье и одели в лохмотья. Из Москвы привезли большую телегу с виселицей» (Карамзин). Поэтому сказки о провозе Разина в цепях на виселице от самого Дона есть очевидная неправда. Цепи одели перед самой Москвой.
Почти сразу по въезду в столицу Разина приказали казнить. Место казни было огорожено тремя кордонами немцев, на казнь допускались только иноземные офицеры – ни одного русского. Очень опасались западники, что с эшафота Степан Тимофеевич расскажет громкую правду об убийстве царя Алексея, о живом царевиче Алексее, о Патриархе
Никоне, о сотнях тысяч русских людей взявшихся за оружие и о зверствах иноземных оккупантов. Поэтому казнь провели быстро и скромно – только свои. Есть свидетельства, что казнь была приведена в исполнение даже не на Красной площади, а на Болоте – тихом местечке на окраине Москвы.
По Руси поползла страшная весть, что Батюшки-Степана Тимофеевича не стало. Все понимали, что теперь речь идет о полном истреблении российской нации, как таковой. Поэтому на борьбу с оккупантами поднимаются все, кто мог держать оружие, от монашки Алёны
Арзамасской до седых стариков.
После расправы над разинцами в Верхнем Поволжье, состоялись карательные походы на юго-восток от Москвы в сторону Астрахани. Западники действовали молниеносно.
Сто тысяч в Поволжье, сто тысяч в Тамбовской губернии – западники вырезали население под корень, как безжалостная дьявольская машина.
Коварное убийство Степана Разина переполнило чашу терпения русского народа. Летом 1681 года война продолжилась с новой силой. Уничтожение Разина давало заговорщикам только временную победу. Весь русский люд вышел на борьбу с латинистами, а победить целый народ невозможно. Когда под дьявольскими пытками Разин
не проронил ни стона и вел себя достойно святых мучеников, даже многие иноземцы восхитились необыкновенным мужеством этого человека.
Восхитились и ужаснулись, они поняли, с каким народом им приходится
воевать. Многие из них уже тогда осознавали, что вернуться домой живыми им не суждено никогда.
#жзл
Комментарии 6