Грубая овечья шерсть власяницы колола кожу. Если шерсти было мало, аскеты надевали власяницу из металлических крючков.
Феодосия Морозова была не просто противницей Никона. Она была ярой сторонницей протопопа Аввакума, апологетом старообрядчества, с которым она тесно общалась. Оставшись в тридцать лет вдовой, она «усмиряла плоть», нося власяницу. Однако Аввакум попрекал молодую вдову, что она недостаточно «смиряет» свою плоть и писал ей «Глупая, безумная, безобразная выколи глазища те свои челноком, что и Мастридия» (призывая по примеру преподобной Мастридии, чтобы избавиться от любовных соблазнов, выколоть себе глаза).
Домашние молитвы Морозова совершала «по древним обрядам», а её
московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но поддержка ею старообрядчества, судя по письмам Аввакума, была
недостаточной: «Милостыня от тебя истекает, яко от пучины морския малая капля, и то с оговором». Академик Александр Панченко, исследуя
письма Морозовой к Аввакуму, пишет, что в них нет рассуждений о вере и
считает, что Феодосия «не мрачная фанатичка, а хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами».
Тишайший царь Алексей Михайлович, поддерживавший реформы, пытался повлиять на боярыню через её родственников и окружение, а также отбирая и возвращая поместья. От решительных действий царя удерживало высокое положение Морозовой и заступничество царицы Марии Ильиничны.
Феодосия Морозова неоднократно присутствовала в «новообрядной церкви» на богослужении, что старообрядцами рассматривалось, как вынужденное «малое лицемерие». Но после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, состоявшегося в конце декабря 1670 года, Морозова стала удаляться от церковных и светских мероприятий.
Смерть. 1 февраля 1671 года по новому стилю Феодосия Морозова под предлогом болезни отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Это вызвало гнев царя. Он направил к ней сначала боярина Троекурова, затем князя Уварова с
требованием принять церковную реформу: Морозова отказала обоим.
В ночь на 16 (26) ноября 1671 года в дом Морозовой по приказу царя
пришёл архимандрит Чудова монастыря Иоаким. Он допросил Феодосию и её сестру Евдокию Урусову, пока те, показывая своё презрение, лежали в кровати. После допросы сестёр заковали в кандалы, но оставили дома.
Через 11 или 12 дней их перевели в Чудов монастырь, откуда отправили в Псково-Печерский монастырь. Вскоре скончался её сын, двоих братьев сослали, а имущество конфисковали.
В конце 1674 года сестер Морозовых пытались заставить пытками на дыбе
отречься от старообрядства. Они не отступили. Их бы сожгли, но спасло
заступничество бояр. Сестёр отправили в Боровск, там их заточили в
земляной тюрьме, в которой они скончались от голода. Перед смертью
Феодосия попросила тюремщика постирать рубаху, чтобы умереть в чистой
сорочке.
Комментарии 1