1921 год, зима. В бывшей Мариинке готовиться к постановке опера «Вражья сила», главным баритоном которой и должен быть Шаляпин. Причем, он сам же эту пьесу и поставил. Послевоенное время и разруха не внушали оптимизм, поэтому декорации к спектаклю решили заказать Кустодиеву, ведь артист испытывал наслаждение от картин художника, называя его человеком с необычайной силой духа.
Кустодиев был прикован к креслу, так что Шаляпин приходил к нему домой, а однажды явился в шикарной бобровой шубе, которую получил в качестве гонорара. Тогда художника осенило – нужно нарисовать гениального певца именно в ней!
- Такая богатая у вас шуба, её бы написать, – выказал он предложение певцу.
- Шуба, безусловно, хорошая, но одна беда, возможно краденая, – засомневался Шаляпин.
- Федор Иванович, шутите? – удивлённо спросил Кустодиев.
Шаляпин поведал художнику историю, что шубу эту ему выдали в Петроградском Совете как оплату за концерт. Как же она оказалась у представителей власти? Безусловно! Была «национализирована» у кого-то из неугодных большевикам богачей. Фёдора Ивановича привели на склад и разрешили ему выбрать что-нибудь на свой вкус.
- Лозунг «Грабь награбленное!» в действии, – подытожил своё повествование Шаляпин.
Но тут Кустодиев не смутился, а обрадовался:
- Вот мы и увековечим эту шубу на полотне. Это ж как оригинально: и певец, и актёр, и шубу свистнул!
Стилистика появившейся в результате сотрудничества двух волжанинов картины – традиционная для полотен Кустодиева: празднично-балаганная толпа на масленичной ярмарке. Мчатся тройки, жарятся блины, веселится молодежь, разрываются гармошки и баяны. Ярмарка на полотне Кустодиева – не только самостоятельное событие, она рассказывает еще и о биографии артиста, который когда-то пел на сельских ярмарках, а потом выступал на лучших сценах мира – в Италии и Метрополитен Опере. Певец стоит на пригорке – выходец из народа, гений оперы, разбивавший голосом граненый стакан возвышается над остальной массой. Борис Михайлович со свойственным ему лукавством отмечает некоторую самовлюбленность уже седовласого певца, его желание щегольнуть. Дорогая шуба не застегнута, хотя на улице и легкий морозец. Зато все могут заметить, что не только воротник и богатая шапка сшиты из бобра, но и вся шуба на таком меху. Придерживая полу своей шубы, певец отставил мизинец, выставляя напоказ великолепный перстень. Он обут в ботинки по последней моде из серой замши. Для зимней прогулки такая обувь явно не предназначена, поэтому певец опирается на трость из дорогого дерева.
На певца направлен взгляд его домашнего любимца – французского бульдога Ройки. Говорят, что он никак не хотел смотреть на хозяина, так что пришлось сажать на шкаф кошку, и пес следил за ней неотрывно.
В левом нижнем углу картины прогуливаются дочери певца – Марфа и Мария в компании с другом семьи И. Дворищиным. Там же виднеется театральная афиша, вещающая о скором концерте Ф. Шаляпина.
«Портрет Шаляпина» - ни что иное, как памятник величайшему таланту.
Говорят, что в мир артистической среды Шаляпин попал совершенно случайно – заменил в опере «Галька» заболевшего певца. Через 9 лет произошла еще одна случайность – знакомство с Саввой Мамонтовым, который принял певца в свою частную труппу. Тем не менее, случайности никогда не случайны – еще при жизни тенор стал легендой, которую рисовали и Репин, и Серов, и Пастернак. Самая уникальная работа все же у Б. Кустодиева – в ней показан не только внешний вид гения, а и его душа.
Комментарии 1