Арест Лаврентия Берии. /Фото:
alternathistory.comПосле смерти товарища Сталина второе место в правительстве после Маленкова формально занял Берия. Но фактически курировавший карательно-репрессивный аппарат Лаврентий Павлович контролировал все протекавшие в стране процессы и обладал огромной властью. Его намерения взять в руки страну легко читались в объединении МВД и МГБ в единое Министерство под личным руководством на второй день после похорон Иосифа Виссарионовича. По мнению исследователей, эта же цель преследовалась и посредством объявленной амнистии. Берия решил освободить до половины всех советских заключенных, осужденных на малые сроки, а также женщин с детьми, беременных и больных. По небывалой государевой милости на свободу из лагерей и колоний вышли 1 181 264 человека.
Нужно ли говорить, что госамнистии, как правило, обусловливаются отнюдь не гуманными соображениями, а с древнейших времен практикуются для привлечения народных симпатий к власти. Но Берия, возможно, пошел дальше, нацеливаясь на дестабилизацию внутренней обстановки из-за уголовного террора силами освобожденных. Разгул преступности вполне мог стать поводом для введения ЧП и последующего захвата Берией полной власти. Своей железной рукой он в считанные дни навел бы порядок, проявив себя спасителем на белом коне. Амнистия 1953-го ожидаемо негативно сказалась на оперативной обстановке по всей стране: количество преступлений выросло более чем вдвое.
В ответ на угрожающие узурпацией власти действия Берии за его спиной стал формироваться партийно-военный блок. Далее, как известно, последовал арест Лаврентия Павловича и расстрел. Вот только его устранение стало вовсе не торжеством демократии и восстановлением социалистической справедливости. Просто одна группировка внутри правящей элиты временно сместила другую. Именно это и стало решающим фактором в дальнейших действиях следующего лидера страны. Даже после физической ликвидации Берии система МВД, состоявшая из его приспешников и обладавшая огромными возможностями, представляла собой угрозу. Над Хрущевым нависала реальная опасность того, что в любой момент эта структура решит претендовать на «трон», а с ним разберется точно так же, как он это сделал с предыдущим «хозяином». В этой ситуации новое руководство сочло необходимым обезопасить себя от потенциальных притязаний самым незамысловатым способом - развалить систему.
Увольнения милиционеров и ликвидация министерств
Комментарии 1