Излишние запреты не дают расслабиться, обязывают держать марку. Они вынуждают постоянно находиться в позиции обороны и всем вокруг доказывать: «Вот какой я!». Жизнь превращается в муляж — вместо того, чтобы «быть», тратишь силы на то, чтобы «казаться».
Как начинается закрепощение?
Многое в нас начинается с детства. Во взрослой жизни мы неизбежно чувствуем его отголоски. Мы давно выросли, но внутренний родитель до сих пор грозит нам пальцем: «Нельзя! Потом! Не так!».
Что же ведет к закрепощению и взращиванию внутренних запретов:
«Посмотри, как он...»
Оценочные высказывания, сравнение с другими детьми ранят ребенка, хотя это и не всегда по нему видно. «Смотри, как Миша хорошо кушает, а у тебя всё ещё полная тарелка», «какая у Маши аккуратная косичка, а у тебя что на голове?».
Ребёнок вырастает и для самокритики ему уже не нужны родители — он сам постоянно сравнивает себя с окружающими: «мой сосед вон на какой машине ездит, а я на велосипеде — неудачник», «у моей подруги длинные ноги и муж бизнесмен, а я уродина». И вот мы уже запрещаем себе ходить в кроссовках («исключительно каблуки — я должна быть сексуальной») и отказываем себе во всём, чтобы купить автомобиль, хотя ненавидим ездить за рулём («кто ж ездит на велосипеде в тридцать лет — надо быть посолиднее»).
«Подожди»
Ребенок хочет двигаться, прыгать, ему говорят: «Подожди, вот сейчас пообедаем, и тогда...». Он хочет сейчас же броситься к столу и начать рисовать новыми фломастерами, но его останавливают: «Подожди, сначала надо почитать».
Конечно же, не всегда есть возможность дать ребенку полную свободу, это и не нужно, но если «подожди» летает над его головой с утра до вечера, формируется привычка откладывания жизни на потом. И вот уже человек не смеет увлекаться, радуется с оглядкой — «подходящее ли для этого время?». Он постоянно останавливает себя: «Только не сейчас. Вот закончу работу (выйду в отпуск, заработаю пенсию...) и тогда...». И так до тех пор, пока он не разрешит себе жить здесь и сейчас.
«Не делай этого, а то...»
Запугивание и категоричные установки подавляют волю, лишают любопытства и гибкого восприятия мира. Подрастая, ребёнок начинает забывать то, что он знал с рождения: по-другому можно.
Представьте, что ребенок просится на улицу во время дождя. Можно сказать категорично: «Под дождём гулять нельзя — заболеешь». А можно с вариантами действий: «Мы можем выйти на улицу, только надо одеть дождевик и резиновые сапоги».
«Я люблю тебя, только если ты...»
Ребенку важно быть уверенным, что его любят не за оценки и хорошее поведение, а просто за то, что он есть. Это называется безусловная любовь, то есть: «Я люблю тебя без всяких условий, без всяких „если“».
Если же в детстве ребёнка одаривали любовью за «хорошее» поведение, чистую одежду, съеденную кашу, то у него вряд ли сформируется базовая уверенность с собственной значимости. К подростковому возрасту на почве условной любви прорастает шикарный букет комплексов.
Подросток, у которого нет внутреннего ощущения уверенности в себе, сильнее зависит от обстоятельств и мнений окружающих его людей, в большей степени сверстников. А значит: повезло, попал в хорошую компанию, стал, грубо говоря, хорошим, не повезло, попал в дурную компанию — стал «плохим».
Частый случай, когда девочка с несформированным ощущением собственной значимости, вырастая, попадает в созависимые отношения. Например, выбирает себе в мужья потенциального или уже сложившегося алкоголика.
Хотите, чтобы ребенок «думал своей головой», сформируйте у него уверенность: «Ты — есть ты и ты неповторим. Твои ощущения и чувства не менее важны, чем ощущения и чувства других людей».
Как расчистить дорогу к себе?
1. Остановитесь
Перестаньте «развиваться», искать призвание, анализировать свои промахи. Стремление постоянно самосовершенствоваться тоже может быть признаком хронического недовольства собой. Остановитесь, просто прислушайтесь к своим чувствам.
Учитесь разрешать себе чувствовать то, что чувствуешь. Если чьи-то слова вас обидели, признайтесь себе: «Мне больно это слышать». Бывает, сделать это сложнее, чем кажется. Особенно, если обидел близкий человек, например, муж. Начинаются оправдания обидчика, сомнения в себе: «может я сама виновата?», «я это заслужила». Сейчас никакого самоанализа, просто слушайте себя и отмечайте, что чувствуете.
Комментарии 2