В переполненном зале Дворца спорта погас свет, воцарилась напряженная тишина, и тогда остро почувствовалось, с каким нетерпением зритель ждал её... Зазвучала мелодия, и в мозаике разноцветных огней появилась София Ротару... Зал грянул аплодисментами...
Семья и детство
Итак, начнём с начала начал - отчего дома. Родилась 7 августа 1947 года София Ротару в песенном крае - в селе Маршинцы Черновицкой области. Без песен там не обходится ни одно торжество, ни один обряд. Кажется здесь сама земля рождает песни. Таких чистых, красивых голосов, как у Михаила Федоровича (он родился 22.11.1918) и Александры Ивановны Ротару (17.04.1920 -16.09.1997), не было больше в Маршинцах.
Михаил Федорович первый в селе вступил в партию, прошел всю войну, будучи пулеметчиком, и дошёл до Берлина. Был ранен и вернулся домой только в 1946 году. Сейчас солдатская память все чаще и чаще возвращает отца в те страшные годы, вспоминаются бои, лица погибших друзей.
В семье, кроме Софии, было пятеро детей: два брата и три сестры. Старшая сестра Зина (родилась 11.10.1942), перенесшая тяжелую болезнь, в детстве потеряла зрение.
Зина, имея сама абсолютный слух и легко запоминая новые песни, научила Софию многим народным песням и вообще стала младшим и второй мамой, и любимым учителем. Потом София, не боясь показаться восторженной, скажет: "... И мы все учились у нее - такая музыкальная память. А душа!" Зина, проводя много времени у радиоприемника, вместе с песнями выучила и русский язык. И научила ему братьев и сестер. Дома Ротару говорили только на молдавском. Естественно, как самая старшая, София была первой помощницей маме. Утром Соня с мамой ездили на рынок торговать - на что-то надо было жить.
- Мама меня затемно будила, - вспоминает София, - а я ужасно хотела спать. Она говорит: "А кто мне поможет?". Всю дорогу я спала. К шести утра подъезжали. Надо было заранее место на рынке занять, все разложить. И только когда начиналась торговля, я приходила в себя. Мне было интересно. Возле нас всегда выстраивалась очередь, потому что мама была чистюля, ее знали и ждали. У нее были постоянные покупатели.
София Михайловна никогда не торгуется на рынке. И запрещает это делать своим друзьям и близким. "Это адский труд, - говорит она мужу, - не смей".
Часто, очень часто приходилось Софии подменять мать, работать за нее в поле. Именно в эти годы формировался ее характер.
- Своим становлением как певицы и, наверное, личности, - рассказывает София Ротару, - я скорее всего обязана именно тем женщинам, с которыми работала в деревне, именно от них я научилась понимать смысл жизни. В трудные минуты от них - простых и великодушных - я получала помощь.
В этой среде София Ротару находит для своих будущих песен самые человечные, самые глубокие и искренние ноты. София начала петь с первого класса в школьном хоре, так же пела в церковном хоре.
В юности Софию привлекал театр, она занималась в драмкружке и одновременно пела народные песни в художественной самодеятельности. София, к примеру, любит вспоминать, как брала в школе единственный баян и по ночам, когда гасла в доме керосиновая лампа, уходила в сарай, подбирала полюбившиеся мелодии молдавских песен. Отец, Михаил Федорович, около тридцати лет проработавший бригадиром виноградарей, помнит, как однажды в село впервые приехали профессиональные артисты, а он привел к ним за кулисы Соню и с гордостью сообщил: "Вот моя дочка. Она обязательно будет артисткой!"
Будучи очень живой и подвижной София любила спорт, а особенно легкую атлетику, и конечно же делала успехи: была чемпионкой школы по многоборью, ездила на областные олимпиады. Однажды, на областной Спартакиаде в Черновцах, она стала победительницей в беге на 100 и 800 метров...
Победа Софии Ротару в районном конкурсе художественной самодеятельности в 1962 году открыла дорогу на областной смотр. За её чарующий голос земляки тогда одарили ее званием "Буковинский соловей". Голос был действительно удивительным - поражала его сила и широта, необычайная звуковая насыщенность. В нём было столько обаяния и страсти, так он был раскован и волнующе хорош, что сомневаться в счастливой судьбе молодой певицы не приходилось.
1963 год принес диплом первой степени на областном смотре художественной самодеятельности в Черновцах. Как победительница, она направляется в Киев для участия в Республиканском конкурсе.
1964 год, в свою очередь, порадовал победой на республиканском фестивале народных талантов. По этому случаю ее фото было помещено на обложке журнала "Украина" № 27 за 1965 год. Кстати, это фото потом сыграло в ее жизни не последнюю роль. После того конкурса народный артист СССР Дмитрий Гнатюк сказал землякам: "Это ваша будущая знаменитость. Запомните мои слова". Смотры, конкурсы, - неужели у 17-летней девчонки не закружилась голова от успеха? Но нет, родители всегда учили ее критично оценивать свое дело и настойчиво идти к цели, невзирая на трудности. Закончив в 1964 году школу. Соня твердо решила ехать в Черновцы поступать в музыкальное училище.
Начало взрослой жизни
К большому своему сожалению София узнала, что в музыкальном училище нет вокального факультета. Ну что ж, поступила на дирижерско-хоровой... В 1964 году София впервые спела на сцене Кремлевского Дворца Съездов, - и Москва была покорена. "И кто тебя замуж возьмет? - говорила, бывало, мама. - Одна музыка в голове". А тем временем на Урале, в Нижнем Тагиле служил молодой парень из Черновцов - Анатолий Евдокименко, сын строителя и учительницы, у которого тоже "одна музыка" была в голове: в детстве окончил музыкальную школу, играл на трубе, мечтал о создании ансамбля. И к ним в часть попал тот самый журнал "Украина" с фотографией красивой девушки на обложке. Он показывал фото сослуживцам: "Посмотрите, какие девушки у нас в селах! Представляете, что в городе делается?" И прикрепил обложку на стену возле своей кровати. А потом вернулся домой и начал искать Софию. Долго искал, наконец, нашел училище, Сониных подруг...
Вообще-то Соня не предполагала, что когда-либо будет петь с эстрадным оркестром. Кроме скрипок и цимбал, других инструментов для сопровождения она не признавала, пока не познакомилась со своим будущим мужем Анатолием Евдокименко, студентом Черновицкого университета и одновременно трубачом в студенческом эстрадном оркестре. Анатолий интуитивно понимал, что только музыкой и ещё раз музыкой можно завоевать сердце Софии. Он и был инициатором появления солистки в оркестре. Правда, поначалу для Софии подбирали только народные украинские и молдавские мелодии. Кстати, и сегодня народные песни занимают значительное место в ее репертуаре: "Без них я жить не могу. Как услышу - слезы..." Но Анатолий уговаривал Софию попробовать себя в роли солистки эстрадного оркестра. И вот однажды София все-таки поддалась на уговоры, рискнула - исполнила песню "Мама"; Броневицкого. И песня получилась.
В 1968 году на выпускном вечере в музыкальном училище доцент Пулинец заверял: "Уже сейчас можно говорить о ней как об эстрадной актрисе, которая будет иметь большой успех у самой широкой аудитории".
Начало песенной карьеры
Любопытно, что в 1968 году С. Ротару встретила свой день рождения, завоевав звание лауреата IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Болгария). Так состоялся дебют на эстраде тогда еще самодеятельной певицы. София Ротару была направлена на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов как участница фольклорного конкурса. Толик твердо вознамерился ехать с ней на фестиваль. Им для Болгарии срочно требовался контрабасист. И тогда Толя за два месяца освоил контрабас. Правда, с его пальцев потом долго не сходили мозоли. Ошеломительный успех, первое место. Когда Софии вручали золотую медаль, ее буквально засыпали болгарскими розами. И один оркестрант пошутил: "Цветы Софии для Софии". А газеты пестрели заголовками: "21-летняя София покорила Софию". Так было оценено исполнение украинской народной песни "На камені стою" и молдавской "Люблю весну", а также "Степом" А. Пашкевича и "Валентины" Г. Георгице. Последняя песня была посвящена присутствующей в зале первой женщине-космонавту Герою Советского Союза Валентине Терешковой. Председатель жюри Л. Зыкина сказала тогда: "Это - певица с великим будущим".
Потом пришло время иного дебюта: окончив музыкальное училище, она стала преподавательницей. До сих пор Ротару вспоминает этот день с волнением и радостью, как бы заново переживая те чувства, которые испытала перед первым уроком...
22 сентября 1968 года в Маршинцах София и Анатолий сыграли свадьбу. Родители не возражали. Мама лишь сказала: "Ты только, Соня, хорошо подумай, выходишь замуж - значит, на всю жизнь!". Свадьба была "скромная" - человек на двести. К вечеру пошел дождь, но даже он не прервал веселья: счастливая невеста в длинном платье, промокшая до нитки, продолжала танцевать до упаду...
Медовый месяц они провели в Новосибирске - так как в то время Анатолий оканчивал университет и был направлен туда на практику. Он работал на заводе имени Ленина, и молодая семья жила тут же, в общежитии 105-го военного завода. Соня готовила на всех еду, а по вечерам пела в клубе "Отдых". Молодожены уехали через 3 месяца.
Однако в мыслях у Софии было лишь одно...
София Михайловна как-то поделилась: - Через год нашего брака я стала мечтать о ребенке. И намекала время от времени об этом Толику. А он строил большие творческие планы и с ребенком не спешил. К тому же мы жили вместе с родителями в 2-х комнатной квартире, он не окончил еще университет. Денег не хватало, просить их у родителей было в нашей семье не принято. Мы же взрослые люди. Ну ладно, ладно думаю... И как-то говорю ему: "Послушай, врач сказал, что я скоро стану мамой." Хотя на самом деле в положении я в тот момент не была - пришлось пойти на маленькую женскую хитрость. Толик покачал головой: "Ну что ж, хорошо". Он расслабился, потерял бдительность и стал ждать, когда родится наследник.
Вот только ждать ему пришлось не девять месяцев, а одиннадцать, потому что забеременела Соня только спустя два месяца после того разговора.
- Сейчас, я полагаю, что все сделала правильно, - лукаво улыбается Ротару. - Потом бы просто не успела - начались бы эти бесконечные гастроли...
Ротару попала в роддом в ночь с воскресенья на понедельник. Весь день накануне она проплакала: Толик не взял ее с собой на рыбалку. Взбунтовались его родители: "Куда вы еще собрались? Соня, тебе рожать с минуты на минуту, а ты карпов идешь ловить?". Толик вернулся под вечер с небывалым уловом, и вместе с Соней они отправились проведать знакомых музыкантов. Схватки начались по дороге домой. Вы думаете, Ротару тут же поспешила в больницу? Как бы не так! Она поспешила домой, чтобы погладить платье, в котором и отправилась с мужем в роддом. Выглядеть потрясающе в любой ситуации было ее стилем жизни.
Двадцать четвертого августа 1970 года родился сын. Ему дали имя Руслан. Он оказался абсолютной копией отца.
...Такого в Черновцах еще не видели! Толик встречал жену и сына с оркестром. Все музыканты города собрались под окнами роддома и играли. Кто на трубе, кто на скрипке, кто на флейте. Проезжающие мимо машины тормозили, троллейбусы и автобусы останавливались, из всех близлежащих домов высыпали люди... Когда появилась Соня, в воздухе замелькал фейерверк пробок от шампанского. Всю дорогу до дома счастливый отец танцевал с сыном на руках...
А в 1971 году на "Укртелефильме" режиссером Романом Алексеевым был снят музыкальный фильм о нежной и чистой любви девушки-горянки и донецкого паренька "Червона рута". Песни В. Ивасюка и других авторов исполнили В. Зинкевич, Н. Яремчук и другие. София Ротару стала главной героиней. Фильм имел значительный успех. И когда в октябре София получила приглашение работать в Черновицкой филармонии и создать свой ансамбль, название ансамбля появилось само собой - "Червона рута"...
Еще и потому, что так называлась одна из первых песен гениального композитора и поэта Владимира Ивасюка. В песнях Володи удивительным образом сочетались красота и романтика буковинского края, свежесть и целомудренность первой любви, бескрайняя вера в счастье. София считает встречу с композитором Ивасюком счастливым подарком судьбы. Никто из композиторов, с которыми она будет работать позднее, не чувствовал так глубоко душу певицы, ее понимание и восприятие жизни. Большинство его песен были написаны специально для нее, для ее чрезвычайно прекрасного голоса. Они были современными, но вместе с тем построены на многонациональном мелосе народов, живущих на Буковине. Это было новое, удивительно яркое слово в песенной культуре Украины. Действительно, песни Володи подарили певице крылья, именно с ними засверкала ее эстрадная звезда.
Оценивая роль Софии Ротару в популяризации песен Володи, его отец, известный украинский писатель М. Ивасюк скажет перед многотысячной аудиторией земляков буквально следующее: "Мы должны низко поклониться молдавской девочке Соне, разнесшей по всему миру песни моего сына".
Действительно по всему свету, потому что в тысячах различных концертов Софии во многих и многих странах всегда звучали и звучат песни Володи, многие из которых стали классикой песенного искусства.
Сама песня "Червона рута" до сих пор является визитной карточкой Софии Михайловны. Ибо она нашла свою червону руту …
Червона рута – название цветка, взятое из древней карпатской легенды. Рута цветёт только в ночь на Ивана Купала, и девушка, которой удастся увидеть цветущую руту, будет счастлива в любви.
Руководителем ансамбля стал Анатолий Евдокименко. Несмотря на то, что он некоторое время работал на кафедре, у него были научные статьи, он изменил свою профессию. Безумно любя свою жену, он окончил затем и режиссерский факультет Киевского института культуры, стал режиссером-постановщиком всех ее концертных программ.
Дебютом "Червоной руты" стало выступление в Звездном городке у советских космонавтов. Именно там София Ротару и ансамбль "Червона рута" впервые заявили о себе как о незаурядных представителях целого направления советского эстрадного искусства, характерной чертой которого является сочетание в репертуаре и стиле исполнения элементов народной музыки с современными ритмами. Лишь только она закончила петь "Червону руту", как зал буквально вздрогнул от аплодисментов. Столь неожиданно теплым приемом она была чрезвычайно взволнована. Почему-то ей подумалось: если эти необычные в ее представлении люди находят радость в ее песнях, значит, она обязана петь, упорно идти избранным путем. А потом еще космонавт В. Шаталов от имени своих коллег пожелал ей больших успехов в песенном творчестве.
София лишь укрепилась в своем желании. Затем она пела на сцене Центрального концертного зала "Россия", Кремлёвского дворца и на сцене театра эстрады. Дебютируя на столичной сцене, Ротару меньше всего напоминала робкого новичка. Это был вполне зрелый мастер, уверенный в своей силе. Внешняя сдержанность певицы, не оставлявшая место для суетливости и неоправданной жестикуляции, удивительным образом гармонировала с полетом ее сверхэкспрессивного голоса. Она пела так, будто это были самые главные концерты в ее жизни. Казалось, она долго копила душевные силы, чтобы сегодня, сейчас выразить всю свою страсть, всю радость и боль без остатка. Ошеломляющая творческая "щедрость" Ротару необычайно возбуждала зрителей, вызывая горячую волну ответного чувства...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1