Ребенок родился, но еще не умеет говорить. Свои эмоции и потребности он выражает с помощью плача или крика, жестами и мимикой. В возрасте 2-3 месяцев кроме языка тела малыш осваивает гуление — на распев произносит гласные звуки а, у, ы в сочетании с согласными г, м. Это похоже на то, как воркуют голуби. Ученые выяснили, что благодаря гулению усваивается специфическая эмоциональность и самобытность родной речи.
Если ваше дитя «заворковало», то обязательно поддержите его, повторив за ним услышанные звуки. Это взаимное подражание будет способствовать своевременному появлению других — более сложных предречевых реакций ребенка.
Мешать гулению может очень громкая музыка, громкие разговоры взрослых, шум других детей. Когда малыш не слышит себя, он очень быстро умолкает! Еще не давайте ребенку пустышку, если он спокоен, как раз в минуты умиротворения он наиболее расположен погулить.
В полгода малыш начинает лепетать, т. е. произносить первые слоги, повторяя их по многу раз. В этот период особенно важно участие взрослого — малыш внимательно следит за движением его губ и пытается повторить услышанное.
Сначала лепет напоминает песню, но постепенно малыш переходит на двуслоговый лепет (обычно после года). Уже на 9-ом месяце от ребенка можно услышать долгожданное «ма-ма» или «ба-ба», но пока это никак не связано с конкретными людьми. Вы можете стимулировать этот процесс, произнося на распев эти слоги, затем превращая их в слова: ма-ма-ма-ма — ма-ма — мамочка; па-па-па-па — па-па — папочка; ба-ба-ба-ба — ба-ба — бабушка и т. д. Во время таких несложных занятий можно привлекать внимание ребенка к своему лицу, например, менять выражение лица, строить рожицы и т. п.
В этот период очень важно дать ребенку полную свободу движений, т. к. замечено, что лепетная речь обычно подкрепляется взмахами конечностей, ритмичными раскачиваниями или подпрыгиваниями (если ребенок находится на руках у взрослого).
Не зря все дети этого возраста просто в восторге от игры-потешки «По кочкам»: посадите малыша к себе на колени и слегка подбрасывайте его, поддерживая под мышками, и приговаривайте: «по кочкам, по кочкам, по маленьким пенечкам, в ямку — бух!» — на последних словах раздвиньте колени. Во время этой игры (или любой другой) ребенка лучше повернуть лицом к себе, чтобы он мог видеть, как вы произносите все слова.
Необходимо разнообразить арсенал игрушек всевозможными звучащими устройствами (кроме погремушек): пусть они звенят, шуршат, шелестят, шипят, стучат и т. п. Малыш извлечет из этих звуков что-то своё, что потом отразиться в лепете.
Когда малышу исполняется год, он вступает в период автономной речи, которая полностью не совпадает с речью взрослых ни фонетически, ни по смыслу. Одно и то же слово может обозначать разные предметы, если он нашел в них что-то общее, а сами слова понятны только его родителям/ бабушкам/ дедушкам — тем, кто посвящен в загадочный шифр речи «своего» ребенка.
Так, слово-звукосочетание «ко» может обозначать и кошку, и одеяло, т. е. всё теплое и мягкое; «бан-бан» — барабан, банан, баклажан, потому что это близкие по звучанию слова и т. д. Хорошо завести специальный словарик: в одной графе записать «его» слово — напротив наклеить картинку. Ему очень понравится разглядывать эти картинки и это будет стимул «придумывать» новые слова.
Взрослые часто сами учат ребенка наиболее характерным детским обозначениям: машинка — «бибика», кукла — «ляля», собака — «ав-ав», но лучше этим не злоупотреблять, особенно если малышу уже исполнилось два года, иначе это будет тормозом для дальнейшего речевого развития малыша.
Еще одна особенность этого возрастного периода — ребенок хорошо понимает довольно большое количество слов и выражений, которые наиболее часто используются взрослыми для общения с ним, но еще не говорит их. Это легко проверить, если попросить его принести любимую игрушку или закрыть за собою дверь. Ребенку такие просьбы обычно очень по душе, поэтому нет ничего проще — превратить их в увлекательные игры, например, попросите принести игрушки разного размера, одинаковые или разные по цвету, спрячьте игрушки в присутствии ребенка, а потом попросите найти сначала мишку, потом куклу, потом мячик и т. п. Играйте в игры, где надо наощупь определить предмет (например, «Слепой мешочек, «Кот в мешке» и др.) Когда рассматривайте с ним книжки, то сначала попросите ребенка показать кошку/ корову/ собаку, а в следующий раз спросите — «кто это?» , в другой раз — «как мычит корова?» и т. д.
Обычно дети начинают говорить «как мы» в возрасте полутора — двух лет. В норме, если ребенок овладел хотя бы десятью словами, хотя встречаются дети, которые говорят сложными предложениями и даже используют в своей речи прилагательные, что характерно уже для более старшего возраста. Всё зависит и от окружения, и от воспитания, и от обучения плюс подключается характер ребенка и его темперамент. Если же ваш ребенок не говорит, когда все остальные дети его возраста это уже делают, то, конечно, лучше обратиться к специалистам, которые помогут выяснить причину нарушений!
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев