Золотой век этого самоцвета прошел, в значительной степени он потерял свой былой магический ореол. В настоящее время используется для ритуальных церковных и траурных украшений, особенно часто он применяется в изготовлении четок, наиболее популярных у католиков и мусульман, крестов, окладов икон, разных иконостасов и колец, популярных у православных, а также в производстве декоративных предметов и гемм, нередко в сочетании с горным хрусталем, янтарем и слоновой костью.
В древности он считался символом печали; греки и римляне на гагате чаще всего вырезали Прозерпину (Персефону) - богиню подземного царства, позднее - плакучую иву и тис, как те же символы печали, вьюнок, символизирующий вечный сон, и т. д. Древние арабы сравнивали гагат с темнотой южной ночи, а для ряда племен американских индейцев (пуэбло и др.) он был символом черного цвета надира - противоположной точки солнечного зенита - одного из шести священных направлений. Изделия из гагата носили как траурные украшения, а родственникам умерших разрешалось смотреться лишь в специально отполированные гагатовые зеркала. Срок траура для различных родственников был разный и предписывался этикетом. В пуританской Англии, например, в XIX веке вдова носила траур по супругу 2,5 года; из украшений она могла носить только изделия из гагата и других минералов черного цвета. Мужчине предписывалось носить траур по случаю смерти жены всего три месяца. Когда умирал член королевской семьи, вся знать носила траур, издавались даже специальные по этому поводу декреты (например, в 1830 году после смерти короля Георга IV) - носить из украшений только гагатовые. Королева Виктория, очень любившая своего супруга - принца Альберта, носила траур по нему сорок лет. Следует отметить одно: ныне черный цвет считается наиболее изысканным и модным и не следует в связи с этим связывать гагат только с траурной символикой.
Древние римляне, со слов Плиния Старшего, считали, что "надписи, нанесенные на гончарные изделия из гагата, невозможно стереть. Горящий гагат пахнет серой. Удивителен такой факт: от воды гагат воспламеняется, а нефтью его можно погасить, клубы дыма от горящего гагата на расстоянии похожи на змей и избавляют от истерического притворства; они могут вызвать приступы эпилепсии и служить средством проверки на девственность".
В глубокую старину использовали курение гагата для выявления падучей болезни: "одержимые ею при курении оным припадок сей тотчас получают", что при тогдашнем торге рабами могло быть небесполезным делом. Гагат как магический самоцвет охранял от бурь и злых духов, привидений и колдовства, одержимости и телесной слабости, отравы и змеиных укусов, различных заболеваний - подагры и ревматизма, эпилепсии и истерии, болезней глаз и желудка, снимал головную и зубную боль. Будучи вываренным в вине, в смеси с воском считался отличным средством против золотухи. Арабы XVII века вешали его у детской колыбели, если хотели, чтобы синие глаза ребенка изменили цвет на черный. Он вылечивал женские болезни, помогал при головной боли и карбункулезе, в процессе родов, но считался опасным для ношения при беременности, содействовал излечению слабоумия и болезней почек.
В средние века гагат в символике креста обеспечивал своему владельцу могущественную защиту от всех видов зла; бытовало поверье, что он защищает от злых собак, поэтому его охотно носили браконьеры. Широко использовались уже древними египтянами, финикийцами, римлянами изготовленные из гагата фиги или фаллические руки, взятые затем на вооружение в средние века европейцами, усиленные крестами на тыльной стороне ладони, дабы отпугнуть от владельца этого самоцвета зло, болезни и особенно дьявола, обратив его в поспешное бегство. Такие фиги часто прикалывали на детскую одежду. Американские индейцы использовали его в мозаиках и инкрустациях, считая вторым по значимости поделочным материалом после бирюзы, зачастую в украшениях сочетали их друг с другом.Продолжение следует
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев