Пышный, накрахмаленный, похожий на облако или мини-баррикаду — воротник-раф стал одним из самых театральных аксессуаров в истории моды. С XVI до середины XVII века он украшал шеи самых влиятельных и богатых людей Европы: от придворных до королевы Елизаветы I. Но за этой кружевной красотой скрывался куда более бурный контекст.
Воротник «раф» (он же «горгера», он же «фреза», или же просто кружевной круглый воротник) сначала пришивали к платью или рубашке, но чаще его носили отдельно — как нечто совершенно особенное. Он требовал ухода, умения крахмалить, подкладывать специальные каркасы, а носить его подобало с грацией, достойной сцены. Самым модным считался белоснежный воротник, который будто бы парил вокруг шеи.
Но этот стиль не только завораживал, но и вызывал бурю эмоций. Пуританский моралист Филлип Стаббс в 1583 году заявил, что раф изобрёл сам дьявол. Он писал, что при сильном ветре огромные воротники гудят, как корабельные паруса, а их владельцы выглядят как "потрёпанные потаскухи". Его книга «Анатомия злоупотреблений» буквально демонизировала воротник как символ гордыни и разврата.
Однако раф был больше, чем просто модный элемент. Он был барьером. Барьером между женщиной и мужчиной, между телом и взглядом, между публичностью и интимностью. Вопрос "как украсть поцелуй у дамы в рафе?" волновал не меньше, чем выбор кружева или ширины. :)
И хотя со временем воротник стал меньше, его влияние — и метафорическое, и буквальное — остаётся в моде и по сей день. Сегодня мы снова ищем объём, театральность и выразительность. Может быть, пора вернуть и раф? :)
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев