Командованием ВВС России утвержден проект бомбардировщика пятого поколения, перспективного самолета дальней авиации, который должен прийти на смену современным воздушным ракетоносцам Ту-95МС и Ту-160.
----------------------<cut>----------------------
Источник в ВВС сообщил газете «Известия», что при выборе предэскизного проекта победила разработка КБ Туполева, предложившая самолет со схемой «летающее крыло». Этот бомбардировщик из-за большого размаха крыльев и особенностей конструкции будет дозвуковым но зато невидимым для радаров.
При обсуждении нового перспективного дальнего бомбардировщика ожидалось, что военные заинтересованы получить супербыстрый самолет, а вице-премьер Дмитрий Рогозин даже говорил о скорости перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) со скоростью в 6 тыс. км/ч. Но командование ВВС из нескольких вариантов выбрало вариант дозвукового самолета-невидимки. Конкурс на создание проекта бомбардировщика пятого поколения был объявлен в начале 2012 года. Кроме КБ Туполева в нем участвовали несколько других конструкторских бюро. Были представлены сверхзвуковые и один гиперзвуковой проект, но выбор командования ВВС остановился на самолете с меньшей радиозаметностью.
Здесь представители ВВС разошлись во мнении с вице-премьером Дмитрием Рогозиным, который еще в середине февраля говорил о том, что ПАК ДА должен быть гиперзвуковым со скоростью более 5 Маха, то есть примерно 6 тыс. км/ч, а не аналогом американского летающего крыла b-2.
Сделать скоростной бомбардировщик и одновременно невидимый для радаров невозможно, считают представители отрасли. В беседе с корреспондентом «Известий» они пояснили — чтобы двигаться с гиперзвуковой скоростью, самолет должен иметь идеальные аэродинамические формы с плавными обводами, а чтобы стать невидимым для радаров — наоборот угловатым. Благодаря особенностям конструкции излучение радаров систем ПВО отражается в сторону, противник не видит отраженный от самолета сигнал.
Кроме того, для полета на сверхзвуке двигатель должен получать много кислорода. Для этого воздухозаборники должны быть широкими и прямыми. А самолету «стелс» нужен воздухозаборник s-образной формы, чтобы он мог закрыть лопатки двигателя от радиолокационного излучения. Воздух при движении по такому каналу становится разреженным.
Для обеспечения незаметности в тепловом диапазоне двигатели самолета должны быть спрятаны внутрь корпуса, как у дозвукового американского самолета-невидимки b-2. А для полета на сверхзвуке нужна мощная тяга, которую пока могут создать только двигатели с соплами, вынесенными за пределы корпуса, как на Ту-160, concorde и b-1. Командование ВВС согласилось с доводами конструкторов о том, что невозможно совместить высокую скорость и незаметность для радаров. КБ Туполева должно закончить работы по тактико-техническим характеристикам ПАК ДА и в начале 2014 года представить бюджет научно-исследовательской работы. Первый полет самолет должен произвести в 2017, серийное производство перспективных бомбардировщиков планируется начать в 2020 году.
Главный редактор отраслевого журнала «Взлет» Андрей Фомин считает, что выбор дозвукового варианта бомбардировщика может быть связан не столько с обеспечением «невидимости», сколько с большей экономичностью дозвуковой машины и ее возможной сверхбольшой дальностью.
По словам Фомина, совсем незаметный для радаров самолет сделать невозможно. Но можно в разы уменьшить площадь эффективной отражающей поверхности, от которой и зависит величина засветки на экране радара.
«Если у некоторых истребителей четвертого поколения эта площадь составляет при определенном ракурсе 3 кв. м, то у американских истребителей пятого поколения — всего 0,3 кв. м, а у следующих поколений может снизиться до сотых долей квадратного метра. Одним лишь покрытием этого добиться невозможно, нужны серьезные изменения в конструкции», — пояснил Фомин. Независимый военный эксперт Антон Лавров говорит, что на Западе отказались от концепции сверхзвуковых самолетов прорыва ПВО. «Сейчас для прорыва важнее скрытность и дальность, чем скорость. У России нет надежных союзников и крупных зарубежных баз, поэтому нам очень важно иметь стратегическую авиацию, которая со своей территории поражает максимально удаленные цели», — пояснил Лавров.
Ожидается, что стоимость проект ПАК ДА обойдется бюджету в несколько триллионов рублей. При этом серийных машин для вооружения ВВС понадобится несколько десятков, поскольку стратегические бомбардировщики попадают под российско-американский договор о сокращении наступательных вооружений (СНВ) а на экспорт эти самолеты поставляется не будут.
Планируется, что новый дальний бомбардировщик будет оснащен не только ракетами с ядерными боеголовками, но и высокоточными ракетами с неядерной боевой частью, а также корректируемыми и свободнопадающими бомбами.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев