Среди уважаемых в Ростове «крайупров» и «строев» числится одно небольшое, отнюдь не авторитетное учреждение. Загнанное в подвал, по соседству с мусорным ящиком, оно не напоминает о себе даже табличкой.
Мы говорим об архиве, на который в Ростове косятся, как на некое постыдное канцелярское охвостье. Убеждать авторитетных товарищей в пользе архива не беремся. Перечислим только, что валяется под ногами.
Несколько лет в Ростов свозились архивы Новочеркасска, Азова, Новороссийска, Мариуполя,
Таганрога... Петровские календари, переписка наказных атаманов, письма Суворова и Потемкина,
ревизские сказки херсонских помещиков, к которым стремился еще «любезнейший» Чичиков, гравюры, старинные латинские энциклопедии, списки пленных татар,
купчие крепости на крестьян, архивы монастырей, тюрем, банков, заводов, богатейшие документы гражданской войны, Все это поступало вагонами и никем не тревожимое укладывалось на стеллажи.
Трудно предположить, какие ценности могут обнаружить в двухвековых наслоениях книг и рукописей специалисты - исследователи. Пока весьма кустарно разработана только пятая часть книг и рукописей. Но даже раскопки позволили обнаружить ряд интересных находок.
Недавно в архивах одного из донских атаманов найдена любопытнейшая переписка о преследовании Пугачева. Там же обнаружены материалы по истории заводов Аксая и Луганска и первые экземпляры редчайшей газеты «Санкт-Петербургские ведомости».
А разве не клад для внимательного историка
полная канцелярия Войска Донского с 1795 по 1916 год? Разве не заинтересуют исследователя фольклора или поэта подробные записи старых донских песен, обнаруженные в огромном архиве редактора «Донских ведомостей»?
Не случайно, что в подвал, помимо партработников и историков, наведываются горные инженеры, геологи, агрономы, экономисты и даже... аптекари. Личные архивы инженеров и промышленников представляют самый практический интерес. Не так давно в бумагах инженера Форкача были найдены указания о 85 месторождениях олова и свинца. 35 из них оказались новинками для геологов края. В архивах того же Форкача и Попова имеются указания на уголь, нефть и медь.
Любопытно, что среди работников архива нет ни одного специалиста. 12 человек почему-то заняты в канцелярии, четверо старательно, но бессистемно разбирают мощные книжные и рукописные напластования. Никто из работников архива, не получивших специальной подготовки, не может всерьез определить удельную ценность материалов, даже просто разобрать латинскую, греческую надпись или церковнославянскую письменность старых рукописей.
Поэтому рядом с макулатурой и курьезными рапортами Козьмы Крючкова лежат, ожидая серьезных специалистов - исследователей, ценнейшие книги и рукописи.
Газета Правда 1935 г
P/S . Вот такая интересная заметка о том откуда и что свозилось тогда в Ростов. Интересно, что из этого сохранилось, в каком состоянии и куда делось. (
Вопрос риторический.)
Конечно же такие истории были и в других городах. Пропало много ценных документов. История страны это ведь еще история и наших предков. Сейчас многие хотят восстановить историю своего рода и знают как порой трудно найти в архиве какую то информацию.
Кто из читателей работал Архивах? Удалось найти данные о своих предках? Кто может похвастаться, что знает о своих пращурах до 7 колена, как раньше говорили? Конечно были времена, когда эти знания пытались у нас вычеркнуть, но сейчас появилось много возможностей что бы это справить.
https://t.me/rodoslov_drevo
Нет комментариев