Я начну свой рассказ о Невельской частной женской гимназии с небольшой исторической справки, которая послужит прологом дальнейшего повествования и будет, на мой взгляд, далеко не лишним познанием для любителей истории и краеведения в частности.
После подавления польского мятежа 1863-1864 гг. в Западном Крае Российской Империи прошли не только массовые чистки в среде приверженцев гимна «Ещё Польша не погибла», но и различные изменения в общественно-политической, структурной, кадровой и социальных сферах жизни населения. Данное перерождение коснулось также и стороны просвещения, где прошла настоящая трансформация учебных заведений и преподавательского состава. В частности, в 1864 г. генерал-губернатор Западного Края, граф М.Н. Муравьев, в докладной записке Государю Российскому Александру II писал, о необходимости принятия разных мер умиротворения, в том числе и следующее: «Нужно рассмотреть вновь, где следует оставить гимназии, прогимназии и трёхклассные уездные училища, и где упразднить, ибо их в крае много, а учатся в них мало. Они стоят правительству дорого и образуют только врагов России. В них постоянно сосредоточивалась польская пропаганда, и даже православные, которые получили в них образование, с особенным чувством озлобления против России содействовали мятежникам. Деньги же от закрытия сих училищ обратить на усиления народного образования в сёлах и городах для русских и с русскими учителями. Частные же женские пансионы следует совершенно уничтожить, ибо в них сосредоточивается язва польской, фанатической пропаганды между женщинами (1)».
Записка нашла поддержку Государственного Совета и указанные в ней меры были введены в действие с 15 июня 1865 г., применительно к Витебской губернии, возвращённой из Санкт-Петербургского в Виленский учебный округ, с 15 октября 1865 г.
18 мая 1869 г. впервые в истории г. Невеля было открыто одноклассное частное женское училище Министерства Народного Просвещения (М.Н.П.) с назначением ему казённой субсидии по 385 рублей в год, в силу Высочайшего позволения от 8 июля 1868 года.
Вдохновителем образования и содержателем данного учебного заведения стала вдова штабс-капитана Елена Ивановна Захарченко, которая одновременно являлась в нём и единственным преподавателем.
Дворянка православного исповедания Е.И. Захарченко имела домашнее образование и звание частной начальной учительницы. Она заведовала училищем с момента его основания (18.05.1869) на протяжении 17 лет, до 1886 года. На этом посту её сменила Елена Никитовна Полубинская – выпускница Могилёвской женской гимназии, которая также совмещала в одном лице должность учительницы и содержателя учреждения. Она прослужила здесь четыре года. В 1890 году место содержательницы заняла Синицкая Анна Михайловна, имевшая звание частной домашней учительницы и прослужившей на этом посту последующие 10 лет.
До прихода в училище Надежды Мулярчик сведения об этом учебном заведении носят частичный и разрозненный характер. Они размыты в общих ведомостях Витебской Дирекции народного образования, и чтобы их как-то систематизировать и привести в надлежащую временную последовательность, с именами и документальной отчётностью, придётся приложить немало усилий и времени, потому как, научные исследования такого характера всегда были и остаются затратными и трудоёмкими.
Надежда Антоновна Мулярчик (урождённая Борнио) получила образование на педагогических курсах при Санкт-Петербургской женской гимназии ведомства Императрицы Марии, которые успешно окончила в 1887 году со званием домашней наставницы. По данным Памятной книги Виленского учебного округа она вступила на ниву просвещения 10 октября 1889 года. Распоряжением директора народных училищ Витебской губернии от 26 декабря 1901 года Н.А. Мулярчик была назначена временно исполняющей делами, а с 11 марта 1902 г. официально утверждена в должности содержательницы Невельского частного женского училища.
С первых дней своего правления она начинает активно заниматься преобразованием училища и даже, в 1901 году обращается с ходатайством к Его Превосходительству господину попечителю Виленского учебного округа относительно открытия в Невеле правительственной 4-х классной женской прогимназии на базе её учебного заведения. Однако это прошение было отклонено, так как город не смог принять всех нужных расходов по содержанию прогимназии на свой счёт, и просил на это из государственной казны ежегодное пособие в размере 2000 рублей (2).
Спустя год, по новому ходатайству Н.А. Мулярчик Постановлением попечительского совета при управлении Виленского учебного округа от 12 сентября 1902 г., Невельское частное одноклассное женское училище было преобразовано в 4-х классное.
До этого момента в нём обучалось незначительное количество учащихся: 1879 г. – 15 девушек, 1884 г. – 25 учениц, 1900 г. – 40 человек. С 1902 г. численность учащихся стало заметно увеличиваться, и к началу 1906 г. составила – 80 учениц. К этому времени училище уже обладало всеми необходимыми учебными пособиями и даже имело две библиотеки: фундаментальную и ученическую.
Надо отметить, что на 1-е января 1906 года, в г. Невеле, по статистическим данным уездной полиции, числилось 12 582 человека: 5714 – мужского пола, 6868 – женского. Из них, христианских исповеданий, преимущественно православных – 7448 чел., и иудейского – 5134 чел. Всего в Невельском уезде проживало 113 418 душ обоего пола. Разумеется, русское население в уезде составляло подавляющее большинство.
В описываемое время, жизнь в Невельской округе заметно оживилась. Причиной тому стало проведение железнодорожных сообщений: Санкт-Петербургско-Киевского и Бологое-Седлецкого направлений, следовавших через город, и третьего направления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, проходящей по уезду. Вследствие чего, возросло торговое и промышленное развитие в нашей местности, а также, усиление отношений с крупными центрами: Москвой, Санкт-Петербургом и Ригой.
Родители начали ясно осознавать, что современные условия жизни стали диктовать крайнюю необходимость в получении подрастающим поколением элементарного начального образования, чтобы с помощью этого образования, дети могли в будущем получать необходимые средства к существованию.
Кроме того, как чиновникам, так и всем городским и уездным жителям с каждым годом становилось труднее устраивать своих детей в губернских гимназиях и больших уездных городах, потому что условия жизни становились всё дороже. Содержание в таких городах ребёнка достигало 25 и даже 30 рублей в месяц, что являлось непосильными расходами, как для простого обывателя, так и любого государственного служащего, особенно если приходилось устраивать двух-трёх детей одновременно.
С другой стороны, все эти учебные заведения были переполнены местными учащимися до такой степени, что весьма часто, особенно в младших классах, для приезжих не оказывалось вакантных мест даже за высокую плату. К примеру, открытая в Витебске в 1905 году Алексеевская женская гимназия М.Н.П. в первый же год не смогла удовлетворить даже половины поданных прошений о принятии на учёбу. Полоцкая женская гимназия была также переполнена, а Двинская, отстоявшая от Невеля в 350 верстах, вообще не принимала ходатайства иногородних в первые четыре класса. Потому как, далеко не все родители могли учить дочерей в продолжение 7-8 лет гимназического курса, и многие девицы стремились получить образование именно в пределах элементарного курса 4-х классов гимназии или прогимназии, чтобы затем преследовать различные практические цели, например, поступать в специальные учебные заведения: фельдшерские, профессиональные, пройти краткий курс телеграфной школы и т.д.
Всё вышеизложенное являлось неоспоримым свидетельством того, что Невель должен был иметь подобное учебное заведение, и он его имел, однако оно было частное и потому не могло становиться в один ряд с министерскими. Вернее, аттестат об его окончании не давал широких возможностей, как государственный. Поэтому, 24 апреля 1906 года Н.А. Мулярчик обращается к Директору народных училищ Витебской губернии с ходатайством за № 3211, о присвоении выпускникам её училища прав правительственных учебных заведений, что являлось насущной потребностью для всего Невельского уезда.
Главным преимуществом данного прошения было отсутствие ходатайства о какой-либо финансовой поддержки со стороны государства и представленный отзыв участкового инспектора Витебской Дирекции народного образования Дмитрия Тарасовича Никифоровского, по последней ревизии училища, следующего содержания:
«Преподавание ведётся в соответствии с планом училища по программам, утверждённых попечителем Виленского учебного округа 29 октября 1902 года. Все учебные руководства и пособия употребляемые в училище одобрены Министерством Народного Просвещения. Программы по всем предметам и во всех классах училища пройдены. Учебный материал усвоен учащимися твёрдо, и осмысление их ясно и обстоятельно. Ответы, не чуждые находчивости и сообразительности, свидетельствуют о том, что учащие обращают должное внимание на развитие умственных способностей учениц.
Преподавание русского языка, требующее особого умения и усердия, в училищах с разноплеменным составом учащихся, находится в руках самой содержательницы училища госпожи Мулярчик и поставлено вполне правильно. Её многолетний педагогический опыт и твёрдое усердие преодолевают соединенные с преподаванием этого предмета трудности и вознаграждаются хорошими успехами. Письменные работы ведутся методично и аккуратно. При изучении истории, географии, естествоведения, учащиеся всегда пользуются картами, таблицами и другими пособиями, находящимися в училище и хорошо знакомятся с ними. Воспитательная часть находится в очень хорошем состоянии (3)».
Обязательными предметами в прогимназиях были: Закон Божий, русский язык, история, география, арифметика, чистописание и рукоделие.
Необязательными: иностранные языки (как правило - немецкий, французский), рисование, музыка, пение и танцы.
Нет комментариев