В XV - XVII вв. Ферапонтов монастырь являлся одним из богатейших вотчинников Белозерья. Значительные материальные средства позволяли вести широкое строительство. от середины XVII в. в монастыре сохранились два храма. Шатровая церковь Мартиниана, построенная в 1640г. над гробницей прославленого игумена, и возведённые в 1649г. Святые врата обители с надвратной церковью Богоявления (которая служила домовой церковью опального патриарха Никона) с приделом в честь преподобного Ферапонта. XVII веком датируется и сохранившаяся до наших дней монастырская колокольня.
Но уже со второй половины XVII в. начинается упадок духовной и хозяйственной деятельности обители. В 1676 г., в последний год прибывания здесь патриарха Никона, новый строитель монастыря Исайя наблюдал следующую картину: " На церквах и каменных палатах (казенной, сушиленной и поваренной) все кровли сгнили, и после пожара 1666г. в монастыре кельи и около монастыря ограда до сих пор не построены, а остальное строение (кельи, службы и мельницы) всё обвалилось и сгнило. В монастырской казне денег и в житницах хлеба нет, братия и служки в монастыре и по селам питаются овсяным хлебом, занятым в долг... ржаной хлеб до 8 августа ещё не сеян по бедности монастыря". Сам ссыльный патриарх свидетельствовал: " Жизнь в Ферапонтовом монастыре скудная, вотчинка за ним небольшая и крестьянишки обнищали до конца".
В дальнейшем оскудение монастыря продолжалось.
В 1798 г., в год 400-летнего юбилея, Ферапонтов монастырь был упразднён. Поводом к тому послужил указ Екатерины II "О штатных и заштатных монастырях" (1764). Сразу в число упразднённых Ферапонтов монастырь не попал, его включили в списки последним, сотым номером по самому низшему третьему классу. Когда же в Синод поступило прошение о внесении в штат заштатного Спасо-Преображенского монастыря в Пензе, сочли возможным удовлетворить желание жителей Пензы за счёт закрытия Ферапонтова монастыря, хотя незадолго до этого здесь были проведены значительные ремонтные работы.
Начался приходской период в жизни Ферапонтова монастыря, который длился в течение всего XIX в.; с середины столетия здесь стали появляться путешественники, составлявшие описание храмов, хозяйства, окрестностей. Описывая впечатления о поездке в 1847г. в Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри, профессор Московского университета С.П. Шевырев писал: "Места прекрасные, благословенные! На всяком шагу природа дарит нам здесь свои возвышенные впечатления, освящённые памятью мужей, угодивших Богу и засеявших всю эту землю семенами духовного просвещения". Замечательный духовный писатель и путешественник А.Н. Муравьев, побывавший в Ферапонтовом монастыре в 1853г., замечал: "Так величава её (обители) наружность и так живописно положение, что нельзя не пожалеть о её запустении, потому что место сие как будто нарочно создано для монастыря преимущественно перед многими другими". Интерес к Ферапонтову во многом связывался с обстоятельствами ссылки патриарха Никона.
В юбилейные годы 500-летия основания Ферапонтова обитель была возобновлена усердием известной подвижницы игуменьи Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря Таисии (Солоповой). Блестяще образованная, она заинтересовалась историей и древностями обители. Заручившись благословением своего духовного отца, праведного Иоанна Кронштадтского, игуменья Таисия стала вести необходимые хлопоты и готовить насельниц для Ферапонтова; первые сестры прибыли сюда из Леушинского монастыря и приняли на себя все тяготы неустройства: келий не было, ютились в сторожке, в холоде, не имея поначалу даже насущного.
В 1903 г. последовало разрешение Синода на учреждения женского монастыря "с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства". Это событие имело широкий отклик в среде культурной общественности. Возникла необходимость в быстром приспособлении старых зданий для нужд нового монастыря. Перестройка могла исказить их облик, поэтому по просьбе архиепископа Новгородского Гурия Императорская археологическая комиссия направила в 1904-1905 гг. архитекторов П.П. Покрышкина и К.К. Романова для определения художественно-архитектурных достоинств монастырских зданий. С этого времени начинаются планомерные исследования памятников монастыря, а позже и их реставрация. В 1912г. был образован Комитет по реставрации Ферапонтова монастыря при Императорской археологической комиссии. Председательствовал в Комитете князь А.В. Оболенский, потомок архиепископа Ростовского Иоасафа, строителя собора Рождества Богородицы (1490), самого древнего из сохранившихся каменных храмов Русского Севера. Последующая широкомасштабная деятельность реставраторов сохранила все монастырские здания XV-XVII вв. и фрески Дионисия до наших дней.
продолжение следует...
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев