Вообще, касаясь в том или ином разговоре Ханского дворца, я всегда вспоминаю одну интереснейшую и очень значимую публикацию. В 1907-1917 гг. в России издавался блистательный ежемесячный, уникальный в своём значении историко-культуроведческий журнал «Старые годы». В одном из его выпусков (№4, апрель 1912 г., стр. 3-32) опубликована великолепная большая статья В.Гернгросса (Всеволодского) «Ханский дворец в Бахчисарае», сопровождённая, можно сказать, целым фотоальбомом: 12 отдельных вкладок + 4 наклейки. Уникальные снимки! Знаете, рассматривая это великолепие более чем столетней давности, сразу понимаешь подлинное значение и незаменимость фотодокументалистики, удерживающей своё время во многих деталях.
Мною уже отмечалось, что Валерий Солоид в прошлом музейный работник – фотограф музея. Именно отсюда проистекает его особое внимание и интерес к разного рода сюжетным деталям. В рассматриваемом нами контексте – к архитектурным деталям Ханского дворца. Значительная часть фотографий, представленных на его новой выставке, выразительно подчёркивает этот его интерес, что само по себе очень значимо, особенно в том смысле, что обычный экскурсант или созерцатель мало внимателен к деталям. Между тем в архитектуре, как и в любом творчестве, деталь – это важнейшая часть любого искусства. Потому-то искусство детали, можно сказать, – вполне самостоятельный раздел искусствоведения, ну или литературоведения, например, имея в виду искусство слова. При этом, говоря об архитектуре, отмечу сразу, что архитектурные детали снаружи и внутри любого нерядового здания (!) особенно чувствительны к движению времени из-за их уязвимости. Примеры каждый читатель легко найдёт сам. Взгляните хотя бы на знаменитую Дачу Стамболи на снимках разных времён… Или вспомните Дом Айвазовского до только что завершившейся его реставрации. Внимательному взгляду тут многое заметно…
Именно поэтому так интересно вглядываться в фотографии Валерия Солоида, профессионально схватившие широкие планы и детали Ханского дворца. И ещё понятно, что после завершения его реставрации в 2025-м многие архитектурные детали, некоторые наружные и внутренние малые формы, восстановленные в первозданном виде или освободившиеся от малярных наслоений десятилетий, засияют снова в своей значимой первозданности. И вот тогда прежние фотографии, удержавшие не столь давний их вид, лишний раз подчеркнут непреходящее значение документальной фотофиксации.
При этом уточню, что от взгляда фотомастера не ускользнули даже внутренние, хорошо декорированные решётки, перегородки, изысканность деревянных оконных переплётов и чего-то там ещё….
Словом, в обозреваемой фотовыставке древний город Бахчисарай предстал, в основном, его знаменитым Ханским дворцом. И это понятно, хотя архивные фоторакурсы автора были намного шире. Что уж поделаешь, заведомо зная, что возможности всякой изобразительной выставки всегда не столь широки…
И уж совсем неблагодарное дело – пытаться пересказывать сюжетные содержания представленной экспозиции. Потому что просто нужно идти и смотреть. На то ведь выставки и устраиваются.
Игорь ТАТАРИНЦЕВ, фото Елены ЗАДОРОЖНОЙ
источник:
https://pobedagazeta.ru/archives/35574
Нет комментариев