С. Барсамов (1892 – 1976). Этюды и фотоматериалы
Возвращению коллекции галереи из эвакуации посвящается
Николай Степанович Барсамов (1892 – 1976) - художник, заслуженный работник культуры, почетный гражданин города Феодосии. С 1923 по 1962 г был директором Феодосийской картинной галереи им. И.К. Айвазовского. Активно занимаясь общественной, административной, литературной, исследовательской, педагогической деятельностью, он много времени отдавал живописи. Профессиональное образование Н.С. Барсамов получил в частной студии И.И. Машкова и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1913 – 1917). Н.С. Барсамов – автор исторических и жанровых полотен, кроме того он создал портретную галерею своих современников, серию крымских пейзажей, много работал в области интерьера и натюрморта.
На выставке, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, приуроченной к годовщине возвращения коллекции галереи из эвакуации, представлено 8 живописных этюдов Н.С. Барсамова (1892-1976) и 27 фотографий. Трудно переоценить все, что сделал Н.С. Барсамов для галереи и города, но главной его заслугой является сохранение экспонатов галереи в годы Великой Отечественной войны и восстановление экспозиции и здания галереи после освобождения Крыма. Феодосийская картинная галерея была единственным музеем полуострова, который полностью сохранил свою коллекцию в годы войны. Когда враг подходил к Крыму, началась упаковка экспонатов: полотна укладывали в ящики, а крупные, снятые с подрамников, накатывали на валы, и когда немцы взяли Перекоп, картины были погружены на морской транспорт с ранеными и вывезены в Новороссийск, а оттуда в Краснодар. Затем коллекция галереи была отправлена в Ереван. Сопровождали бесценные экспонаты всего два человека: Н.С. Барсамов и его жена, главный хранитель музея, С.А. Барсамова. В Ереване с нетерпением ждали картин И.К. Айвазовского и 2 мая 1942 года, в день памяти художника, была открыта выставка его произведений, после ее закрытия картины хранились в фондах Ереванского художественного музея до полного освобождения Крыма.
В Ереване, свободный от администраторских обязанностей, Н.С. Барсамов много времени уделял живописи, создал множество картин, посвященных Великой Отечественной войне, писал также пейзажи, портреты, натюрморты и интерьеры залов Ереванского художественного музея (Итальянского, Французского и Голландского). Постепенно вживаясь в новую для него среду, художник стал писать натурные этюды, отличающиеся от предыдущих его работ. В ереванских пейзажах Н.С. Барсамов открывается перед нами с новой стороны.
Влияние армянской природы и искусства, в частности живописи М.Сарьяна, сказалось на манере письма с плотной фактурой, сильным мазком, яркими красками. В маленьких работах живописец достиг интенсивной выразительности, что стало характерно и для крымских послевоенных его этюдов, три из которых тоже представлены на новой выставке.
Несмотря на относительное благополучие, находясь в глубоком тылу, Барсамовы мечтали о возвращении в Феодосию. 13 апреля 1944 года Феодосия была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. Узнав об этом, Барсамовы немедленно стали хлопотать об отъезде. Решение этого вопроса затянулось по сентябрь 1944 года. В Феодосию они прибыли 5 ноября. Н.С. Барсамов подробно описал, что представлял собой город, в котором “все было сметено войной”, и каким они увидели дом И.К. Айвазовского. Жалкое зрелище представляла галерея не только снаружи, но и внутри. Директор галереи понимал, что нужно оперативно и немедленно решать задачи, почти невыполнимые в послевоенном разрушенном хозяйстве: отремонтировать здание, привести в порядок залы, но это уже не пугало. Главное произошло: картины после трехлетней разлуки были в Феодосии. В течение ноября-декабря 1944 и весны 1945 года проводились не только ремонтные работы - создавалась новая экспозиция. Трудно себе представить темпы и напряженность работ. Горожане активно откликнулись на призыв помочь отремонтировать здание музея. Н.С. Барсамов в книге «45 лет в галерее Айвазовского» называет всех, кто принял хоть малейшее участие, начиная от руководителей, занимавших высокие посты, до рядовых, случайных помощников.
Значительное место в книге Барсамова “45 лет в галерее Айвазовского” уделено рассказу об открытии галереи 2 мая 1945 года. На выставке было представлено 168 работ Айвазовского. Среди них были даже те, которые никогда раньше не выставлялись. То, ради чего были преодолены трудности, свершилось. Самое главное было сделано. Галерея вновь принимала посетителей. В Феодосии победу праздновали чуть раньше. На 2 мая 1945 года был назначен штурм Берлина. Н.С. Барсамов, конечно, не знал о планах командования. Открытие было приурочено к 45-летию со дня смерти Айвазовского.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев