Морковчина Валентина Михайловна
Не закажешь судьбу, не закажешь,
Что должно было сбыться, сбылось,
И словами всего не расскажешь,
Что мне в жизни прожить довелось.
Что мне в юности снилось ночами,
Что ночами мне снится сейчас,
Отчего весела и печальна,-
Это грустный и долгий рассказ.
Природу красят цветы, деревню – жители. В деревне Конаревка живет много достойных людей. Одна из них – Валентина Михайловна. Несмотря на свой возраст, она всегда в движении. Когда к ней ни зайди – всегда встречает приветливой улыбкой. А я, видя ее, сразу же про
себя восхищаюсь ее ясным светлым взглядом и лучезарной улыбкой. Создается впечатление, будто бы эта женщина до сих пор верит в чудеса и старается увидеть в людях только хорошее. Возникает непреодолимое желание узнать о ней как можно больше. Узнать, что было в ее жизни, и что же на протяжении стольких лет помогает ей оставаться жизнерадостной.
Валентина Михайловна родилась 10 августа 1938 года.
Из воспоминаний:
«Мама Коновалова Анна Платоновна, побиралась, шла пешком и добралась до д. Конаревка, здесь её приютил Конарев Николай, она осталась у них в няньках. В Конаревке встретила своего мужа, моего
отца. Отец- Кузнецов Михаил Макарович прошел всю войну, был ранен, вернулся в 1945, но мама уже умерла. Он женился на вдове родного брата Аксинье (у неё было двое детей, и нас было четверо). Выросли мы с Аксиньей»
Детство Валентины Михайловны пришлось на суровые послевоенные годы. Поэтому молодая девушка очень рано испытывает все
тяготы жизни. Сразу по окончании седьмого класса Валентина выходит на работу в колхоз. Сначала ее ставят учетчицей, а на второй год - телятницей. В год, когда Валентина работала на ферме учетчицей, пошел ящур, везде стояли посты ветеринарной службы, но скот от
падежа в тот год сохранить удалось.
Из воспоминаний:
«Нам передовым дояркам (Карповой З.Д, Карповой Т.В, Брежневой Д.Ф) колхоз выделил саржу (ткань), мы с девчатами договорились и сшили одинаковые платья. Вот и осталась эта фотография на память.(см.ниже)
А как мы на работе пели…
На горе колхоз, под горой совхоз,
А мне миленький задавал вопрос.
Задавал вопрос, сам глядел в глаза,
Ты колхозница, тебя любить нельзя.
Ай-я-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей-ей.
Ты колхозница, тебя любить нельзя.
Что колхозница - не отрицаю я,
И любить тебя не собираюсь я.
Ай-я-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей-ей.
И любить тебя не собираюсь я.
Я пойду туда, где густая рожь
И найду себе кто на меня похож.
Ай-я-яй-яй-яй, ой-ей-ей-ей-ей.
И найду себе кто на меня похож.
На горе колхоз, под горой совхоз,
А мне миленький задавал вопрос.
Играли в разные игры, самой любимой была «Кулючки»
Из истории народных игр:
Игра Кулючки, в ней участвуют и мужчины, и девицы, говорят тайно, что хотят, идут прятаться также вместе, и никто никого не думает подозревать.
Один из игроков садится в угол — кулюкать; другие закрывают ему лицо, глаза, всего самого —платками, разными платьями, а он скороговоркою причитывает:
Кулю, кулю — баба! Не выколи глаза, Сын под окошком, Свинья под лукошком. Пора, что ли?
В это время все другие игроки скрывают себя во всевозможные, незаметные места. Когда же услышат: «Пора, что ли?»— отвечают ему только: «Нет!» Снова начинается кулюкание, снова вопрос: «Пора, что ли?» — снова ответ: «Нет!» Это продолжается до трех раз, а иногда и более, пока все игроки успеют скрыться. Не получая ответа на свое: «Пора, что ли?», он отправляется в поиск. Первый, отысканный им,
должен сменять его. Часто случается, что играющие, по ненависти к кулючке, заставляют его отыскивать всех до одного.
Игра «Поцеловалки» - к стоящей в центре девушке подходит из круга любой парень, становятся спинами друг к другу, не касаясь и по окончанию слов песни и хлопку должны резко повернуть голову. Повернули в одну сторону - целуются, в разные стороны - первым уходит тот кто пришел первым. А к оставшемуся снова подходит из круга любой.
Жизнь не стоит на месте, течет и течет. В 1958 году Валентина выходит замуж за Морковчина Александра Павловича, он служил в Морфлоте, пришел на побывку, сыграли свадьбу, а расписались уже после службы. Жили хорошо, дружно.
Всю жизнь Валентина Михайловна проработала в колхозе. Работала, не жалея сил, от зари до зари, без выходных и праздников. И так изо дня в день на протяжении многих лет.
Возила на лошади навоз с фермы, а на ферму - сено и силос, корма скоту заваривала, для этого приходилось огромные ведра с кипятком носить. А дома – четверо детей, хозяйство. И тут надо было управиться. Дочери вспоминаю, что мать дома они практически не видели. Проснутся утром, а мамы уже нет, хотя и печи в доме истоплены, и скот домашний обряжен, и еда сготовлена. Чтобы
успеть всё это, ей приходилось вставать в 2 часа ночи, а на работу она уходила в 4 часа. Даже сейчас по её походке и движениям видно, что не привыкла она к неспешной жизни – всё бегом да бегом. Дети по воскресеньям, когда не надо было идти в школу, старались помочь матери, чтоб она пораньше освободилась от колхозной работы и провела лишний час дома, с ними.
Потом выросли дети и разъехались кто куда. Выучились, обзавелись семьями, а тут и внуки у Валентины Михайловны пошли. Очень любили они гостить у бабушки – каждое лето приезжали. Да и теперь, став взрослыми, не забывают Конаревку, приезжают уже со своими детьми, тянет в знакомые с детства места, к любимой бабушке.
И сегодня Валентина Михайловна живет полной жизнью. Летом она выращивает в своем огороде различные овощи, ягоды, содержит домашнюю птицу, занимается любимым делом – вязанием, много читает.
– Времена теперь сильно изменились, живем в достатке, все есть. Не надо таскать воду на коромысле. Повернешь кран – бежит чистая прозрачная вода. Электричество горит, газ есть, словом, живи и
радуйся. В нашей молодости об этом можно было только мечтать. Спасибо правительству нашему. Все было на нашем веку: война, голод, потери, не дай Бог пережить такое нашим детям и внукам, – сказала Валентина Михайловна, провожая меня до ворот.
Оксана Павлова
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев