Как горожане уехали в деревню, назвали козлов именами президентов и обрели счастье
Пенсионер, а в прошлом дирижёр военного оркестра Владимир Иванович Московченко цитирует Ветхий Завет на кухне. Его жена переливает в бутылку козье молоко, от которого ещё идёт пар. Старинный шкаф, печь, на столе разрезанный пополам гранат, на стене – календарь на 2015 год, который в том числе считают годом Козы. За окном чуть слышно блеяние этих домашних животных, которые когда-то спасли Владимира Ивановича от операции, а сегодня лечат душу.
Музыка сельской жизни
Галина и Владимир Московченко живут в деревне Крыжовка примерно в 20 километрах от Минска. Среди домов богатых белорусов их обитель выглядит скромно, но она наполнена духовным богатством этой пары.
Галина – преподаватель музыки, её муж – дирижёр военного оркестра. Это их прошлое, на котором сегодня, как на фундаменте, построена жизнь.
Десять лет Московченко прожили в Германии. Когда в лихие 90-е вернулись в минскую квартиру, то столкнулись с финансовыми трудностями. К тому же у Владимира врачи обнаружили язву и давали прогнозы на скорую операцию. Тогда-то они и переехали жить на дачу в Крыжовку, решив "подлечиться жизнью на природе".
Эту дачу получил отец Галины, ученый сельскохозяйственной отрасли Антон Жолнерович. Сюда он перевез родной дом из деревни Жуковец, которая стоит на реке Березина.
Жизни в деревне Московченко не боялись. Поддерживая сельскую тему, Владимир Иванович вспоминает, как лежал в больнице и читал стихи, где было такое четверостишие:
"В деревне хочется столицы...
В столице хочется глуши...
И всюду человечьи лица
Без человеческой души..."
Мы разговариваем в спальне дома, которому, как говорит хозяин, "в четверг исполнится сто лет". Он принес сюда показать журналистам козочку и козленка. Держит их, как котят, те послушно сидят на коленях.
Козы в семье Московченко около 17 лет назад появились неспроста. С помощью козьего молока глава семейства решил вылечиться от язвы. Собственно говоря, с тех пор желудок Владимира Ивановича не беспокоит. Как это объяснить, если не чудесным свойством молока, он не знает.
Первую козу купили у женщины из деревни под Радошковичами примерно за 50 долларов. В Крыжовку ее везли на электричке со всем обмундированием для перевозки животных.
— Билет козе взяли, совочек взяли. Контролеры заходят, а где билет на козу? А вот, пожалуйста, — рассказывает Владимир Иванович. — А если она пописает? – спрашивают. — Вот тряпочка, – отвечаем. — А если она покакает? — Вот совочек!
Доить коз Галина Антоновна не умела, несмотря на то, что в детстве бывала в деревне, где ее любя называли "агрономовой дочкой":
— Местного мальчика позвала тогда, и он показывал, как козу доить. Я подумала, что если выучилась играть на пианино, научусь и доить.
Среда обитания для коз
Сегодня у Московченко 35 тоггенбургских коз, козлов и козлят. Были времена, когда их было около 70. В том, что семья начала разводить коз, есть что-то судьбоносное. Когда-то, когда этот дом еще стоял на берегу Березины и был в запустении, соседка использовала его часть под хлев для коз.
Своих козлов Владимир Иванович называет именами президентов. Когда США проводили операцию в Югославии, одного из них назвали Биллом.
— А сейчас у меня чёрный козёл Барак Обама! – говорит он.
Владимир Иванович и Галина Антоновна придерживаются четкого убеждения, что маленьких козлят не стоит убивать ради мяса, как обычно делают в деревне. Пусть лучше они подрастут, затем их можно подарить добрым людям.
– Что мы, наедимся от этой красоты? – задается вопросом глава семейства.
Пасут свое хозяйство Московченко в лесу.
— Если козу навязывают, то это уже корова, — говорит Галина Антоновна. — Коза должна сама себе выбирать питание.
Дорого ли содержать козу? Владимир Иванович считает, что это вообще-то халява: "заготовил сена, зерна – и всё".
— Даже в Библии написано, что козьего молока хватит всем. Но люди "саромеюцца" держать коз, потому что считают, что это корова бедняка. А три козы иметь – это три литра молока в день! – говорит Владимир Иванович и вместе с супругой вспоминает, сколько местных детей этим молоком вылечили от аллергии. — Президенту стоит всех бездельников в деревнях обязать держать коз, потому что коза накормит любого.
Простое счастье человека
Когда общаешься с Галиной Антоновной и Владимиром Ивановичем, кажется, что это именно те люди, которые умеют жить настоящим. Радоваться простому, не думать о наживе, отдавать больше, чем брать. Они читают книги, растят коз, поют, пекут хлеб и кексы, ездят в театр. А что еще нужно?
— Я деньги вообще не люблю, — говорит Галина Антоновна, у которой пенсия около двух миллионов рублей в месяц. — Когда зажат кулак, то ничего туда не приходит, а когда отдаешь, тогда и тебе все плывет. У меня всегда все есть, и денег мне не надо.
Во всей этой истории важно, что козы не только помогли Владимиру Ивановичу со здоровьем, но и сделали семью более свободной и независимой от происходящего в мире. Что бы ни случилось, у них теперь всегда есть что есть, а духовное богатство пребудет. Ведь как иначе?
1 января 2015
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев