Сотни рабочих, десятки техников и инженеров приехали на строительство дороги из разных уголков СССР.
Бригада дорожных строителей жителей Варзобского района выполняет разработку скальной породы на строительстве дороги Душанбе-Ташкент в районе Варзобского ущелья.
Строительство дороги обошлось более чем в 35 миллионов золотых рублей. Дорога строилась в необычных горных условиях: три хребта: Гиссарский, Зеравшанский и Туркестанский – пересекала она своим полотном.
Объем работы характеризуется следующими цифрами: до 3,5 миллионов кубических метров породы удалено для прокладки трассы, из них до 2,5 миллионов путем взрывных работ.
Только на северном участке строительства дороги было израсходовано 350 000 килограмм взрывчатки.
1935 год, ГАЗ-АА «Полуторка», впервые на перевале Шахристан.
Особые трудности представляло преодоление ущелий, скальные работы, где бурильщикам приходилось висеть над пропастью до 100 метров глубины.
В морозной стуже гор, буран и вьюгу, летнюю жару ударные бригады рабочих — таджиков, русских, узбеков, татар, киргизов, украинцев пестрый интернационал строителей, — расчищали себе путь, аммоналом прокладывая дорогу через непроходимые вершины хребтов.
1935 год. Одна из первых машин, которая прошла по автомагистрали в районе Варзобского ущелья.
20 августа 1935 года, раньше срока на два месяца, было закончено строительство со сдачей чернового проезда дороги Сталинабад – Ура-Тюбе, протяженностью 280 километров.
Она связала центр республики, с северными районами, сократив путь на 1000 километров.
Одна из первых легковых автомашин проезжает по дороге Сталинабад-Ура-Тюбе, Таджикская ССР Варзобское ущелье, 1935 год
В материале использованы фотографии из Центрального государственного архива РТ и из личного архива автора.
Комментарии 9
А как советские люди превратили феодальные страны в промышленно развитые, какими средствами, силами и жертвами, это уже их не касается...