Он был построен в Филадельфии (США). Во время русско-японской войны 9 февраля 1904 года крейсер первого ранга «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» были блокированы японской эскадрой из 15 кораблей в корейском порту Чемульпо. Предложение сдаться и спустить флаги русские моряки отвергли и вступили в неравный бой, который проиграли. После боя «Кореец» был взорван, «Варяг» затоплен.
В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели в состав своего флота под именем «Сойя». Во время первой мировой войны, в 1916 году, Россия выкупила «Варяг» у бывших врагов вместе с другими захваченными кораблями Первой Тихоокеанской эскадры.
«КОГДА ЗАБРЕЗЖИЛ РАССВЕТ, глазам артурцев предстала тяжелая картина: два наших лучших броненосца и бронированный крейсер «Паллада», подорванные японскими минами, беспомощно стояли близ Тигровки... Увы, только теперь исчезли сомнения в неизбежности войны», - так описано начало русско-японской войны в ночь с 26 на 27 января 1904 года в сборнике исторических исследований «Оборона Порт-Артура» (Санкт-Петербург, 1910 год). Вероломное нападение японцев на корабли противника (не ведавшего еще, что он - противник, ибо война объявлена не была) - таков почерк зачинщика, стремившегося одним ударом обеспечить господство на будущем театре военных действий. Выведение из строя двух из семи эскадренных броненосцев и одного из четырех крейсеров 1-го ранга Тихоокеанской эскадры повлекло всю драматичную для России цепь событий: полный захват инициативы японским флотом, высадка японской пехоты на материке, 11-месячная героическая оборона и падение Порт-Артура. Но самые трагические моменты русско-японской войны написаны на свинцовых страницах тихоокеанских волн: гибель миноносца «Стерегущий», поражение русской эскадры при Цусиме, легендарное героическое сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» с японской эскадрой на рейде корейского порта Чемульпо.
Войну с Японией Россия прозевала и проиграла. Чудовищные расстояния между тылом и фронтом - восемь тысяч верст по единственной и еще недостроенной Транссибирской железнодорожной магистрали, да еще фантастический интендантский грабеж. Чего стоят одни лишь поставки в армию сапог с картонными подметками! Не было закончено перевооружение. Впрочем, ни к одной войне Россия не была готова никогда. Ее военная машина, при неизменной недооценке противника, как всегда в нашей истории, сколачивалась на ходу. Японцы восемь лет готовили свой флот к боевым действиям, не жалея на это денег, а наши моряки учений и стрельб практически не проводили.
Вот как описывал ситуацию на Тихоокеанском флоте в своей книге «Порт-Артур - дневник очевидца» капитан 2 ранга Владимир Семенов: «Вследствие... сокращения кредитов...корабли плавали не больше 20 дней в году, а остальное время изображали... плавучие казармы. Прибытие популярного адмирала (Степана Макарова. - В.А.)... могло способствовать обучению команды в кратчайший срок тому, чему ее недоучили в мирное время. Но ничто, никакие усилия не могли наверстать безвозвратно упущенной практики плавания... Мужиков, одетых в матросские рубахи... возможно было превратить в героев, но сделать их опытными моряками, а сборище плавучих казарм превратить в боевую эскадру, - для этого требовались долгие годы... Адмирал, принявший командование флотом для того, чтобы вести его в бой, оказался вынужденным обучать его выполнению простейших маневров...»
Кинжал в спину победы
Восславленные во многих песнях подвиги защитников Порт-Артура и экипажа крейсера «Варяг» были совершены не на русской земле и не в русских водах: Порт-Артур и Дальний располагались на Квантунском полуострове, арендованном Россией у Китая на 25-летний срок. Русско-японская война, которая велась не на русской и не на японской, а на китайской территории при безучастности ее подлинного хозяина - Китайской императорской династии Цин, отмечена в истории России посредственным командованием и самоотверженным героизмом солдат и матросов. Но главное (и ситуация эта повторилась в 1917 году на фронтах Первой мировой) - армия получила, как выражались правомонархические газеты, «кинжал в спину победы» от либеральной интеллигенции. Именно ее усилия, объединенные с усилиями японцев, и «старания» воров-интендантов привели к поражению России.
«Сокрушаясь и болея душой о наших неудачах и тяжелых поте-рях, не будем смущаться. В них русская мощь обновляется, в них русская сила крепнет, растет. Со всей Россией верю, что настанет час нашей победы, и что Господь Бог благословит дорогие мне войска и флот дружным натиском сломить врага и поддержать честь и славу нашей Родины». Когда Николай II подписывал этот приказ армии и флоту, обнародованный 1 января 1905 года, он еще не ведал, какие новые потери ждали Россию. Впереди была Цусима. Если Порт-Артур, при обороне которого было убито и ранено около 27 тысяч русских, обошелся японцам потерями в 110 тысяч человек, то эскадра вице-адмирала Зиновия Рожественского, прибывшая на Тихий океан лишь полгода спустя после сдачи крепости, была расстреляна японцами спокойно и методично, почти без потерь для противника.
Завершающим горьким аккордом войны прозвучал Портсмутский мирный договор, по которому Россия уступала Японии права на аренду Порт-Артура и Дальнего с прилегающими территориями и южную часть Сахалина.
Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг всегда предполагает свободный выбор между жизнью и смертью. Между позором и честью. Советский классик внушал нам, что «самое дорогое у человека - это жизнь». Но русская военная традиция говорит о другом: самое дорогое у человека - это честь. Геройская гибель «Варяга» тому подтверждение.
Всякие переговоры излишни...
В ночь на 27 января 1904 года японская эскадра адмирала Того внезапно атаковала русскую эскадру в Порт-Артуре, утром другая эскадра, контр-адмирала Уриу, у корейского порта Чемульпо атаковала крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец».
«Варяг» появился в корейском порту как стационер Российского государства, обеспечивая нормальную работу его посольства в соседней стране. Корабль новой (американской) постройки 1901 года имел водоизмещение 6500 т, хорошую скорость хода - 24 узла (44 км/ч). Экипаж - 570 человек. Вооружение: двенадцать 152-мм орудий, двенадцать 75-мм, восемь 47-мм, два 37-мм орудия и 6 торпедных аппаратов.
Командовал крейсером капитан 1 ранга Всеволод Федорович Руднев, офицер, воспитанный в лучших традициях отечественного флота, Морской устав которого уже три столетия требовал всячески крепить «честь русского имени и достоинство русского флага». Вечером 23 января командиры иностранных судов, находившихся в Чемульпо, сообщили Рудневу о разрыве Японией отношений с Россией. Неизбежность нападения подтвердил и ночной уход с якорной стоянки японского стационера - крейсера «Чиода».
26 января российский посланник в Сеуле разрешил Рудневу отправить с тревожной депешей в Порт-Артур канонерскую лодку «Кореец». Перед входом на нейтральный чемульпинский рейд японцы атаковали русскую канонерку. Однако три выпущенные торпеды не попали в цель. Четвертую торпедную атаку командир «Корейца» капитан 2 ранга Григорий Беляев сорвал, поведя свой маленький корабль на таран японского миноносца. Тот отвернул, не выпустив торпеды. Командир «Корейца» доставил в порт малоутешительное сообщение: неприятель имел более десятка вымпелов.
В тот же день японская эскадра вошла на рейд Чемульпо. На «Варяге» и «Корейце» приготовились к бою: задраили люки, подали из погребов снаряды и патроны, проверили пожарные шланги. Японские эсминцы с расстояния в два кабельтовых (около 360 м) направили свои торпедные аппараты на русские корабли, где комендоры всю ночь дежурили у орудий, готовые немедленно открыть огонь прямой наводкой. Командующий неприятельской эскадрой контр-адмирал Уриу не решился атаковать русских на рейде, но половину стоявшей перед ним задачи выполнил. С японских транспортов на корейский берег был высажен десант. Поскольку объявления войны не имелось, русские этому не препятствовали.
Утром 27 января (9 февраля) 1904 года японский адмирал обратился к русским с угрозой атаковать русские корабли на рейде, если они не покинут его до полудня. В порту стояли крейсера-стационеры Британии, Франции, Италии и США. Руднев решил предпринять попытку с боем прорваться в Порт-Артур и не сражаться на рейде, чтобы не пострадали иностранные корабли нейтральных держав, о чем он предупредил их капитанов. Историческая объективность требует отметить: командиры военных судов Англии, Франции и Италии направили японскому адмиралу протест (командир американского авизо «Виксбург» отказался его подписать) с требованием мирных переговоров. Уриу протест получил, но ответить на него счел возможным лишь после боя: «Ввиду решения, принятого храбрым русским командиром, всякие переговоры излишни». Вероятно, таковы были особенности японской военной дипломатии - сначала напасть, потом вести переговоры.
Хроника боя:
«Наверх, вы, товарищи...»
27 января в 9.30 на крейсере стали разводить пары. Командир «Варяга» объявил офицерам о начале боевых действий. Принимается единодушное решение - идти на прорыв, а в случае неудачи - взорвать корабль, но не отдавать его врагу.
В 10.45 к выстроенной на палубе команде обратился командир крейсера. Он сообщил о полученном японском ультиматуме и сказал: «Никаких разговоров о сдаче не может быть - мы не сдадим им крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови». По традиции все матросы были переодеты в чистые рубахи, трезвы и готовы к смерти. Считалось, что перед боем, как перед причастием, грех пить водку.
В 11.10 прозвучала команда: «Все наверх, с якоря сниматься». Через десять минут «Варяг» снялся с якоря. «Кореец» следовал в кильватере. Команды иностранных кораблей, построенные во фронт на палубах, отдавали дань мужеству моряков России, шедших в безнадежный бой. Духовые оркестры зарубежных флотов исполняли гимн России. Впоследствии иностранцы говорили о величии этой минуты. Признавали, что они пережили трудный момент, провожая людей, идущих на верную гибель. По мнению иностранцев, принять вызов на бой с эскадрой во много раз сильнейшей - это подвиг, на который мало кто решится. «Варяг» был обречен еще и потому, что малый ход «Корейца» связывал скорость его маневров, а пушки старой системы не достигали цели и оказались практически бесполезными.
Два корабля под андреевским флагом следовали по узкому фарватеру, изобилующему камнями и отмелями. О маневрировании в предстоящем бою не могло быть и речи. Японская эскадра поджидала русских у выхода в открытое море: броненосный крейсер «Асама», бронепалубные крейсера «Нанива», «Такачихо», «Нийтака», «Акаси», «Чиода», восемь миноносцев и вооруженное посыльное судно.
В 11.45, после того как на японский сигнал о сдаче «Варяг» ответил гордым молчанием, загремели первые выстрелы с «Асамы». С «Варяга» ударили орудия правого борта. «Кореец» пока молчал. Крупнокалиберные, устаревшие пушки канонерской лод-ки были недальнобойными, и половину боя им пришлось бездействовать. Шквал артиллерийского огня обрушился на «Варяга». Тот повел огонь бронебойными снарядами против своего главного противника - «Асамы» - и весьма удачно. Русские комендоры вели стрельбу из пушек верхней палубы, не имевших броневой защиты. Именно здесь у нас было больше всего потерь.
В 12.05 командир крейсера
отдал приказ повернуть вправо, что-бы ввести в дело орудия левого борта. И в это время два крупно-калиберных снаряда попали в корабль. «Варяг» лишился управления рулем. Ранен Руднев. Японцы усиливают обстрел. «Варяг» получил подводную пробоину, через которую вода хлынула в угольные ямы котлов. То там, то здесь на крейсере вспыхивали очаги пожара... Матросы выбивались из сил, ведя борьбу с огнем.
Всю свою ярость экипаж «Варяга» вкладывал в залпы из орудий левого борта. «Асама» получил несколько прямых попаданий. На флагмане адмирала Уриу была выведена из строя кормовая артиллерийская башня. «Кореец», изменив курс, прикрывал огнем отход израненного крейсера. В 12.45, с подходом русских кораблей к рейду Чемульпо, бой прекратился.
Возвращение героев - поражение, воспетое в песнях
Прибывший на «Варяг» командир французского крейсера Виктор Сэноса запишет в своем дневнике: «Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне: палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краски обуглились, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме и крен на левый борт все увеличивался». В неравном морском бою крейсер потерял боеспособность. Почти половина артиллеристов верхней палубы погибла. Несколько подводных пробоин лишали «Варяг» привычного хода.
Судьба «Варяга» и «Корейца» была решена. Командиры кораблей приняли решение не сдавать корабли врагу. Канонерская лодка «Кореец» была взорвана экипажем, в 15.30 на «Варяге» команда открыла кингстоны. В 18.10 «Варяг» лег на борт и через мгновение скрылся под водой. Французский крейсер «Паскаль», английский крейсер «Тэлбот» и итальянский крейсер «Эльба» подняли на свои палубы уцелевшие остатки команд русских кораблей. Командир американского судна отказался принять участие в спасательных действиях.
Японцы понесли не меньшие потери. «Варяг» нанес сильные повреждения 2 крейсерам - особенно досталось флагману «Асама», потопил 1 миноносец. Всеволод Руднев доносил царскому наместнику на Дальнем Востоке адмиралу Евгению Алексееву: «Корабли отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду». Команда «Варяга» потеряла 122 человека убитыми и ранеными. Оставшиеся в живых моряки «Варяга» и «Корейца» через нейтральные порты вернулись в Россию и были удостоены Георгиевских крестов.
Первая торжественная встреча героев состоялась в Одессе. Оттуда на всем пути до Санкт-Петербурга моряков тепло встречал простой люд. А 16 апреля матросы «Варяга» и «Корейца» под музыку гвардейских оркестров торжественным маршем прошли по Невскому проспекту. В Зимнем дворце после молебна император Николай II дал обед в честь героев Чемульпо. Всеволода Руднева назначили командиром строившегося броненосца «Андрей Первозванный» - самого мощного на тот период корабля русского флота.
В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и зачислен во флот под названием «Сойя», но в апреле 1916-го Россия выкупила его у Японии, и уже в ноябре под прежним названием он пришёл в Кольский залив, где был включен во флотилию Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года корабль ушёл на ремонт в Англию, но до конца Первой мировой войны так и не был отремонтирован и затем был продан на слом.
112 лет назад на воду спущен крейсер «Варяг»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев