сына казачьего генерала Григория Дмитриевича Иловайского(1780-1847) были лучшими в округе. До 1856 года горным промыслом в Донской области не мог заниматься никто пришлый. К разработке допускались только местные и только товариществами и компаниями, связанными с потребителями угля. Ко всему прочему разработчик облагался налогом . Все эти ограничения сдерживали угледобычу. Развитию угольной промышленности способствовал закон от 8 марта 1864 года о горном промысле в Области Войска Донского. В 1865 году в близи Макеевки в балке Калиновой Иван Григорьевич начал разрабатывать двухаршинный (1,4 м,) пласт сильно спекающегося угля, которого за год добыли 8 000 пудов. В 1865 году основывает механический завод в слободе Зуевка, который сначала специализировался по ремонту сельскохозяйственного оборудования, а после перешел на ремонт и изготовление горного оснащения. Первоначально на заводе трудилось 50 человек рабочих. Поскольку И.Г. Иловайскому сопутствовал успех, то он заметно расширил производство. В 1875 году количество работавших на его предприятии возросло до 336 человек, а продукции было произведено на 14 тысяч рублей. . В 1868 году добыча угля составила 37 504 пуда. В 1869 году после строительства Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, Иван Григорьевич Иловайский купил угольный рудник Московского общества. Уже тогда он имел 4 шахты и вел усиленную разведку угленосных участков для закладки новых.В 1874 году И.Г.Иловайский привез три паровые машины из Англии, реконструирует четыре купленные шахты и открывает еще одну. В том же году получает заказ на поставку 50 тыс. пудов коксующегося угля по 70 коп. за пуд, Пермскому пушечному заводу.
В 1878 году вместе с купцом Алчевским создает Донецкое горнопромышленное общество. В 1879 году они же создают Алексеевское горнопромышленное общество. Этому обществу принадлежали Каменский, Орловский, Чистяково-Леоновский, Александровский, Павловский, Кальмиуско-Богодуховский, Картушанский, Креминской рудники. Основной капитал составил 5 млн. руб. добыча угля составила 5 млн. пудов в год. Для сбыта угля, к шахтам нужны были подъездная железнодорожная дорога и Иловайский просит кредит в Государственном банке для строительства железнодорожной ветки. Читаем рекомендательное письмо государственному контролеру на взятие кредита у государства для строительства железной дороги. "2 ноября 1879 г. Милостивый государь, Самуил Алексеевич! (Грейг) Предъявитель настоящего письма, Иван Григорьевич Иловайский, вынужденный искать помощи у правительства в виде открытия ему кредита из Государственного банка, обратился к моему ходатайству перед вашим высокопревосходительством в пользу благоприятного разрешения его дела... И. Г. Иловайский принадлежит к числу наиболее крупных донских землевладельцев и обладает весьма обширными копями каменного угля, залегающими в пределах его земель. Еще в конце 50-х годов, принявшись с полной энергией за угольную и сельскохозяйственную деятельность, он успел развить хозяйство до небывалых, почти невероятных для сил одного лица размеров. Ежегодные посевы по его экономиям достигают 10 тыс. десятин земли; выработка угля превосходит 5 млн. пудов, и тонкошерстное овцеводство дает от 3 до 4 тыс. пудов шерсти; чистокровный завод английских скаковых лошадей приобрел громкую известность не только в России, но и за границей, что не мешает развитию, притом в обширных размерах, и степного коневодства, лошадей верхового сорта. Рядом с этим нельзя не упомянуть об устроенных в его Зуевском имении большом механическом заведении с литейною, паровом винокуренном заводе, крупчатой водяной мельнице и других более или менее ценных сооружениях, сопряженных с разнохарактерною его деятельностью и применением в обширных размерах разного рода машин и усовершенствованных сельскохозяйственных орудий. Эта изумительная обширная и чрезвычайно разнообразная деятельность, дающая постоянные занятия огромному числу рабочих рук, не могла не оказать весьма полезного влияния на экономическое благосостояние не только окрестных крестьянских обществ, но и на более или менее успешный ход дел в соседних частных экономиях... Потребность в облегчении и удешевлении перевозки добываемого Иловайским угля на линию железной дороги вынудила его приступить к сооружению собственными средствами питательной рельсовой ветви в 17.5 верст от шахт при сл. Макеевке к ст. Харцызская, Курско-Азовской ж. д. Постройка этого рельсового пути, обещающего столь значительные выгоды для сбыта добываемого Иловайским угля в будущем вследствие преждевременного наступления ненастной погоды и морозов нынешней осенью не могла быть окончена, что вместе со значительной уже затратой на ее сооружение денежных средств должно невыгодно отразиться на кассе владельца еще и в том отношении, что ведет к новым серьезным расходам на организацию доставки угля прежним способом на подводах. Все это вместе взятое вынуждает г-на Иловайского просить об оказании ему помощи путем открытия кредита в Государственном банке".
Открытие землевладельцу И. Г. Иловайскому кредита в Государственном банке было в августе 1880 года. В этом же году И.Г. Иловайский развивает инфраструктуру на морском побережье в Таганрогском порту. В 1882 году предприниматели И.Г. Иловайский и А.В.Макаров соединили свои угольные копи железной дорогой со станцией Харцызск (Курско-Харьковско-Азовской ж\д) для вывоза угля к потребителю.
Комментарии 8
1) Долынь-Тарама,
2) Бешево,
3) Авдотьино (Мандрыкиной),
4) Софiевка (Цынгери),
5) Лилино (Нестеровой),
6) Григорьевка (Рутченко).
7) Масляникова (Смолянинова),
8) Александровка (кн. П. И. Ливена),
9) Григорьевка (Иловайскаго),
10) Мокѣевка (Иловайскаго),
11) Калиновое (Леонова и Иловайскаго),
12) Зуевка (Иловайскаго),
13) Нижне-Ханжонкова (Нестеровой).
Изъ этихъ тринадцати мѣсторожденій наиболѣе всѣхъ извѣстно Александровское, гдѣ правильно разрабатывается пластъ превосходнаго, хорошо спекающагося настоящаго металлургическаго угля въ 6 фут. толщиною; а ниже его въ 9-ти саженяхъ лежитъ другой пластъ въ 5 фут. толщиною. Паде...ЕщёМинеральные богатства. https://www.donmining.info/2016/10/mevius-buduschnost-gornozavodskogo-promyisla-na-yuge-rossii.html#more По теченію Кальміуса, отъ вершинъ его до впаденія обѣихъ Волковахъ и по теченію Крынки, начиная отъ устьевъ Булавина.
1) Долынь-Тарама,
2) Бешево,
3) Авдотьино (Мандрыкиной),
4) Софiевка (Цынгери),
5) Лилино (Нестеровой),
6) Григорьевка (Рутченко).
7) Масляникова (Смолянинова),
8) Александровка (кн. П. И. Ливена),
9) Григорьевка (Иловайскаго),
10) Мокѣевка (Иловайскаго),
11) Калиновое (Леонова и Иловайскаго),
12) Зуевка (Иловайскаго),
13) Нижне-Ханжонкова (Нестеровой).
Изъ этихъ тринадцати мѣсторожденій наиболѣе всѣхъ извѣстно Александровское, гдѣ правильно разрабатывается пластъ превосходнаго, хорошо спекающагося настоящаго металлургическаго угля въ 6 фут. толщиною; а ниже его въ 9-ти саженяхъ лежитъ другой пластъ въ 5 фут. толщиною. Паденіе породъ здѣсь около 25°; притокъ воды незначительный и рудникъ даже въ настоящемъ своемъ положеніи можетъ безъ труда доставлять 1 милл. пудовъ угля въ годъ. Довести здѣсь годовую добычу отъ 3 — 5 милліоновъ пудовъ не представляется никакихъ особыхъ затрудненій; теперь же добывается тутъ угля до 300 т. пуд. въ годъ.
За этимъ мѣсторожденіемъ слѣдуютъ: Лилино, Григорьевка-Рутченко, Масляникова и Мокѣевка. Каждое изъ нихъ заложено едва ли не на особомъ пластѣ угля, гораздо сильнѣе спекающагося, нежели Александровскій; Мокѣевскій же уголь принадлежитъ уже къ разряду плавкихъ. Толщина этихъ пластовъ отъ 3½ — 5 Фут. и паденіе пологое, не превышающее 22%. Всѣ они очень чисты, но особенно между ними отличается своею чистотою уголь Григорьевскій г. Рутченко. Работы на этихъ четырехъ копяхъ ведутся, хотя и нельзя сказать, чтобы правильныя, но добыча ежегодная доходитъ на каждой изъ нихъ отъ 50 — 100 т. пудовъ.
Наконецъ, во всѣхъ остальныхъ восьми мѣстностяхъ открыты и частію разрабатываются пласты очень хорошаго сильно спекающагося угля; но по чрезвычайной ограниченности сбыта, работы производятся въ самомъ маломъ размѣрѣ, ограничиваются удовлетвореніемъ мѣстной потребности и ведутся вполнѣ хищнически, до глубины почвенныхъ водъ.
Такъ какъ составляемая теперь Горными Инженерами геогностическая пластовая карта Донецкаго бассейна еще не окончена, то и нельзя опредѣлить ни порядка напластованія каменноугольныхъ флецовъ, ни самаго числа ихъ; можно только съ увѣренностію сказать, что они здѣсь многочисленны, что толщина ихъ нигдѣ не превышаетъ шести футовъ, что уголь здѣсь принадлежитъ къ разряду спекающихся въ различной степени, и что, наконецъ, онъ содержитъ колчедановъ мало.