На фрагменте ландкарты Бибикова 1753 года в верховье реки Кривого Торца показано буквой N крепостца Бахмутского ведомства, "прямоугольниками" места где быть селениям однодворческим слободам.
Как мы видим казенные воинские слободы было намечено строить в верховье Кривого Торца , чтобы "закрыть" Кальмиусский "невольничий шлях" на новой оборонительной линии.(на карте показано прямыми линиями.)
В 1764 году Бахмутский казачий полк охранявший эту оборонительную линию был преобразован в регулярный Луганский пикинерный полк, а казаки его составлявшие, по желанию обращены в сословие однодворцев и заселены во вновь образованные казенные воинские слободы. 22 марта 1764 года вступил закон" План о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению..." Переселенцы обычно поселялись во вновь образованные казенные села. Запорожцы же, описывали свои границы в сентябре 1764 года составленные запорожским войсковым старшиной Андреем Порохней, так:- "... Той же Тор подтяг под Вовчу, которая Вовча Запорожских дач , а Тор - Торской дачи. Вовча подтягла вершинами под Калмиуские вершины; под тиеж вершины Калмиуские притяг Тор-Кривой Бахмутскаго владения. Тою стороною Калмиуса - войска Донскаго дачи, а сею стороною Калмиуса - Запорожские войсковые дачи, до самаго моря Азовскаго, а там между границами тромя: Донскою, Запорожскою и Бахмутскою, укопан пень обгорелый, войсками: Донским и Запорожским, над Калмиусом речкою, для знатя всякому своей границы..." Район верховьев Кривого Торца, где должна была находится Ясиновка на тот момент, самими запорожцами тогда считался бесспорно принадлежащим к землям Бахмутчан. Но 1768 году поселенцев обживших земли в Бахмутской провиции, запорожский Кош объявил «зайдами», и чтобы их изгнать , организовал демонстративный объезд своих границ. Рейдом руководили полковник Протовчанской паланки Афанасий Ковпак, бывший полковник Самарской паланки Игнатий Пысанка и старшина Андрей Порохня . Крупной ссоры не хотел никто, и 19 сентября для решения вопроса о «полюбовном разводе» земель Войска Запорожского с Изюмской и Бахмутской провинцией указом Вотчинного департамента Слободской губернии назначили Изюмского комиссара Алексея Быстрицкого. Ему дали указание, «чтоб из стороны сих провинций правильного и старинного владения в обиду здешних жителей чего-либо обойтись не могло» .
Встреча состоялась близ устья речки Бычок (приток Сухого Торца). Запорожцы ссылались на границы, определенные когда-то Богдану Хмельницкому Универсалом польского короля Стефана Батория. «Универсальная» граница на Левобережье Днепра проходила по реке Орели, а дальше по линии, условно соединяющей «вершины» речек Орель и Кальмиус с устьем Дона. Слобожане проводили линию в буквальном смысле прямолинейно, запорожцы же в ряде мест отодвигали ее к северу. Переговоры закончились безрезультатно, и приграничные стычки продолжились. В 1768 году вышедший из Запорожской Сечи отряд казака Максима Гонты на правом, тогда еще польском берегу Днепра поднял восстание против Речи Посполитой и устроил большой еврейский погром в городке Балта ( Одесская область). Увлекшись погромом, запорожцы перешли границу Османской империи и, продолжая погромы, сожгли дотла турецкий город Дембосары (современные Дубоссары в Приднестровье).
Именно этот запорожский налет власти Османской империи использовали как повод для объявления войны России. Поэтому после последнего опустошительного набега татар, вассалов турок, зимой 1768- 1769 года, Приазовские земли опять опустели. Степняки увели на невольничьи рынки около 20 тыс. пленников, уничтожили 150 селений. Вот как вспоминал французский эмиссар бывший тогда при крымском хане барон Франсуа де Тотт." Тумен (10-ти тысячный отряд) Калги бросился вверх по Кальмиусу опустошать окрестности Бахмута, сжигая запорожские хутора, которых в речной долине было очень много.
https://papacoma.narod.ru/maps/maps-images/rigelman/rigelman_total_map_1768_b.jpg Запорожцы, правда без боя, успели их оставить, поэтому татарам пришлось ограничиться только поджогами , но не всем удалось укрыться за крепостными стенами Бахмута. 27 января 1769 года уже непосредственно в окрестностях города Калга устроил настоящий погром. Вышедший из крепости отряд Тимофея Кутейникова отогнал татар от города, и прервал их дальнейшее продвижение на Слобожанщину ..." После этого разорительного набега и после трех лет войны с Турцией (на 1771 год), фельдмаршал князь Прозоровский в своих дневниках писал "...Зачиная ж от крепости Петровской( на Берде) до самой реки Миуса никаких селениев нет же. А на оной( в низовьях Миуса) запорожцами заселены прошлого году пять слобод.(Николаевская, Покровская, Троицкая, Ряженая, Неклиновка?) Тут же неподалеку придут и Бахмутского гусарского полку селении как и по Азовскому морю от самой реки Миуса до Таганрога." Кошевой атаман Запорожской Сечи Калнышевский в 1772 году, пользуясь тем что Донцы были на войне, начал вторую полномасштабную территориальную экспансию своего Войска на эти земли. Тогда запорожцы захватят помимо других районов и большую часть междуречья Кривого и Казенного Торца и выгонят оттуда бахмутчан, торян и изюмцев. "У торского жителя Михаила Водолажского в урочище Капустиномъ Яру(?) забрато избу рубленную з сенми и каморою рубленных дров на 30 руб". Прозоровский писал про запорожцев:-"Не удовольствуясь же тем отнятием сел и деревень и обнадежив себя, что им была в том удача вдруг против городов Бахмута, Тора и Изюма и близ самой Старой Линии и против полков пикинерных Донецкого и Елисаветградского и гусарского Молдавского в виду тех селений поделали полковые избы, называемые ими, запорожцами, паланками."... "Ныне они, утвердя свои границы, самовластно ведут министерию своими просьбами об отдаче им земель по их Баторевой грамоте , чтоб всю Елисаветградскую провинцию свесть и им отдать, а также земли от устья реки Орели по Донец до донских селений. В которую дачу входят города Тор, Бахмут с принадлежностьми, а также и Бахмутской гусарской полк." В 1772 году пришедшие в Примиусье сечевики во главе с полковником Кальмиусской паланки Петром Велегурой, повторно захватили территорию вплоть до Миуса, выгнали оттуда слобожан и малороссиян, и начали заселять пустые земли оседлыми запорожцами и вольными черкасами. С 1772-го по лето 1775-го года запорожцы по полной хозяйничали на этой территории, гоняли малороссийских и слободских поселенцев из лесных байраков в верховьях Миуса , Крынки и Кривого Торца. "Новый кальмиусский полковник Пётр Велегура явился с большой командой и опять донских рыболовов прогнал, у поселившихся
тамъ донцев хлеб и скот поотнимал и, поставив свою паланку на Миусе, распоряжался полным хозяином. При этом случае произошли столь важные беспорядки, что дело это дошло до сведения императрицы". Тогда в слободе Барвенково запорожцы поставили свою паланку - "Барвенкову стенку от пришлых людей". За период 1709-1734 гг. пока Запорожцы жили на крымской земле, земли к северу и востоку от Барвинковой Стинки были обжиты старшинами Изюмского слободского полка, помещиками и служилыми людьми Бахмутского уезда. Началось противостояние, которое продолжалось до 1775 года. Известны имена запорожских полковников Ивана Гараджи, Ивана Кулика, писарей Степана Роменского, Неживого, запорожских казачьих старшин Радька, Бобуха, Чайки. Комиссия под руководством Орельского полковника Ковпака с представителями царской администрации решали спорный вопрос о границе на востоке Запорожских земель. Запорожцы пошли на уступки, и граница определилась по речкам Курулька и Бычок, что как считали сечевики, сильно урезало запорожские земли. Вторая комиссия под руководством Запорожского старшины Андрея Порохни не уступила ни метра со стороны Изюма, на севере запорожских земель.
По распоряжению кошевого Калнышевского полковник Гараджа изгнал за пределы паланки всех, кто занял земли без разрешения. Среди них были и люди Харьковского губернатора Щербинина. Губернатор жаловался Г. Потемкину на запорожцев. В марте 1775 года отряд запорожских казаков в 234 человека во главе со старшинами С.Гелехом, О. Паралихом И. Куликом и И. Гараджой был повторно послан кошевым атаманом Петром Калнышевским на границы Войска Запорожского. Они получили приказ: согнать с запорожских земель слободских крестьян, которые выпасали на них свой скот и распахивали землю. Произошло вооруженное столкновение в слободе Алексеевка, в ходе которого были убиты два однодворца и 22 изувечено . После чего по приказу Г. Потемкина был созван военный суд, по решению которого бывших полковников войска Запорожского приговорили к покаранию шпицрутенами. Экспансия запорожцев внутри Российских земель привела к решению Российского правительства о ликвидации Сечи. Потёмкин, 1 мая 1775 года пишет Екатерине Второй документ, в котором сказано про Сечь Запорожскую: "...вносить нужно все их буйствы, почему вредное такое общество уничтожается". Тем более что буйные "сечевики" вновь дали повод — на берегах реки Кальмиус, где сегодня город Мариуполь, вспыхнула настоящая резня между донскими и запорожскими казаками, не поделившими степные угодья и пастбища.
Так была расформирована Сечь Запорожская, казаки которой начали заниматься грабежами и разбоем внутри России. Из манифеста Екатерины 2 "...Въ слѣдствіе того 4 Іюня Нашимъ Генералъ-Порутчикомъ Текелліемъ со ввѣренными ему отъ насъ войсками занята Сѣчь Запорожская въ совершенномъ порядкъ и полной тишинѣ, безъ всякаго отъ Козаковъ сопротивленія…" После ликвидации Сечи и рассеивания запорожцев «за вероломное буйство и разорение российских подданных» кошевой атаман запорожской сечи Калнышевский был приговорен к пожизненному заключению и сослан в Соловецкий монастырь с конфискацией всего имущества. Из циркуляра Потемкина "По вступившим к вашему пр-ству от разных людей прошениям, имеите захваченные пред сим бывшими запорожцами как казенные так и партикулярных людей земли со всеми на них находящимися селениями, обратить тем самым кому они до такового наглостью учинённого захвачения по справедливости принадлежали, а сколько и кому возвращено будет, о том меня уведомить." Но споры за земли продолжались, и уже позже с целью урегулирования конфликта между оседлыми запорожцами и донцами, была создана особая комиссия во главе с генералом Бердяевым, которая работала в 1794-1795 годах, после чего спорная граница окончательно утвердилась. Она прошла от устья реки Kaлмиyca, впадающей в Азовское море, левым берегом сей речки до её вершины и потом сухою чертою до р. Крынки; отсюда левым берегом р. Булавина Колодезя, от вершины которой p. Mиуcoм и сухою чертою до р. Хрустальной; далее сухою же чертою, прерывающеюся балками и р. Каменкою, до р. Белой, правым берегом сей речки до реки Северского Донца. Из выше изложенного мы можем заключить что, запорожцев в 1690 году здесь не было. С 1696 по 1712 год река Миус с притоками и река Бахмут с притоками принадлежали России. Верховье реки Кривой Торец на тот момент формально принадлежало татарам. С 1712 года здесь появляются запорожцы изменники , которым поселения строить в татарских кочевьях было запрещено. На границе с Россией на реках Кальмиус и Самара у них располагались сторожевые посты. Там они не только охраняли татарскую границу , но и нападали на приграничные российские земли, занимались разбоем и грабежами . В 1714-1739-х годах в верховьях реки Торец была Русско-Турецкая граница, а на ней застава принадлежавшая Торским казакам и они не могли допустить , чтобы в тылу под боком у них было запорожское займище. Притон или займище действительно могло существовать на месте Ясиновки в период с 1743 по 1746 год в первую экспансию запорожцев на эти земли. "Съ 1745 года, въ восточной части Запорожья, урочище Ясеноватка сдѣлалось однимъ изъ главныхъ притоновъ для харцызовъ и характерниковъ, для гайдамакъ и гайдуковъ запорожскихъ". Государственные поселения Землянки и Есеноватое начали строить и заселять после 1764 года.1768 году был татарский опустошительный набег. Вновь заселять территорию начали в начале 1770-х годов. Сначала эта территория административно принадлежала Воронежской Епархии. В 1772-1775 годах запорожцы повторно силой завладели этими землями. В 1786 году при вхождении Бахмутской провинции в Екатеринославскую губернию, территория Ясиновки вошла в Екатеринославскую Епархию и через 94 года была ошибочно отмечена в "Материалах для историко-статического описания ..." бытописателем Макарьевским как запорожское займище. Двух силовых экспансий этой территории запорожцами в 1743-1746 годах и 1772-1775 годах хватило для того, чтобы утверждать что, эти земли всегда принадлежали запорожцам.
А вот, что действительно известно о основании Макеевки:- «1805 год, октября 6 дня. По делу, заведенному с 1795 г., по прошению господ Ивана и Павла Иловайских (детей Дмитрия Ивановича Иловайского) о дозволении занять им в разсуждении на имение , для скотоводства и сенокошения удобных при слободах их мест под кошары , 1-му на левой вершине речки Груской неподалеку от межи Екатеринославской губернии, а последнему на правой оной же речки вершине близ таковой же Кальмиуса, где состоит казачий кордон. На учиненные старшине Ивану Миллеру предписание на освидетельствование означенных мест, и не будет ли кому от занятия их утеснения, равно нет ли там чьих довольствий и в каком разстоянии состоят от слободы и хутора и чьи именно, он Миллер рапортом донес, - что при просимых означенными господами Иловайскими местах ничьих довольствий нет, разстоянием же оные места от слободы генерала от кавалерии Дмитрия(Ивановича) Иловайского Зуевы Горы в дальнем, от Груской его же (Дмитрия Иловайского), переименованной в Макеевской в пяти верстах"...
Слобода Груская (образована не раньше 1774-го года после окончания Русско-Турецкой войны) была переименована Иловайским в поселок Макеевской около 1787 года. По другим источникам в 1785 году Иловайский заселил соседнее имение Зуевы Горы, выходцами из Саратовской губернии, часть из которых была поселена в поселок Макеевской. В 1815 году поселок Макеевской становится одноименным волостным центром. В 1892 году рядом с поселком Макеевским на средства Дмитрия Ивановича Иловайского(1857-1928) правнука Дмитрия Ивановича Иловайского(1737-1817) построен шахтерский поселок Дмитриевский, который в 1917 году получает статус города Дмитриевск и становится центром Макеевского района. В 1931 году город Дмитриевск переименован в город Макеевка. Само село Макеевка расположенное в 3 км южнее от города Макеевки, в городскую черту вошло 9 июня 1965 года, став частью Горняцкого района города.
Вывод: Нынешняя территория Макеевки была пожалована Ивану Мокеевичу Иловайскому казачьему старшине, который руководил в этом крае охраной границы и разделом земель между Донцами и Запорожцами в 1751-1766 годах. Позже его сын Дмитрий , на то время казачий полковник , переименовал в 1787 году село Грузское, в поселок Макеевской в честь своего деда Мокея. Кстати, на землях Войска Донского Иловайские назвали три своих владения Макеевками.1 сл.Большая Макеевка (ныне сл.Верхняя Макеевка, Кашарский р-н, Ростовской обл.)
2. сл.Макеевка (ныне г.Макеевка, ДНР)
3. сл.Нижняя Макеевка (ныне п.Нижнемакеевский, Тарасовский р-н, Ростовской обл.)
Это еще раз доказывает, что Макеевка названа в честь Мокея Осиповича основателя рода Донских казаков Иловайских.
Нет комментариев