Умар Джашуевич Алиев
(1895-1938)
Родился 12 августа 1895 года в ауле Карт-Джурт, в большой семье Джашу и Сыйлыкыз Алиевых. В небольшом бревенчатом доме росло восемь детей, Умар был шестым.
С семи лет Умар начал обучение в русской четырехклассной школе, которую окончил с похвальной грамотой. Учителя были поражены его любознательностью. Учитель Хызыр Халилов лично подбирал для него книги и удивлялся скорости, с которой мальчик их прочитывал, несмотря на помощь отцу в поле, присмотр за скотом, уборку сена и заботу о младших братьях и сестре. Халилов рассказал отцу Умара о выдающихся способностях мальчика. Джашу мечтал о таком же ученом в семье, как писарь Исмаил из Учкулана, к которому обращались за помощью в составлении писем и прошений. Но доход в семье был невелик, а детей много, поэтому он не мог оплатить обучение сына.
Когда Умару исполнилось десять, до Карачая дошли отголоски первой русской революции. Умару запомнились собрания в Карт-Джурте, где крестьяне обсуждали нехватку земли и требовали справедливого распределения. В соседнем ауле Хурзук бедняки пытались захватить помещичьи земли, но были разогнаны полицией, а зачинщики бунта были отправлены на каторгу.
Еще одно яркое впечатление детства Умара – знакомство с рудником «Эльбрус», где добывали серебро, свинец и цинк. Здесь работало более пятисот человек, многие из которых заболевали силикозом и умирали молодыми.
Сам Умар, будучи пастухом у помещика, испытал на себе тяжесть подневольного труда, рано осознав глубокую пропасть между богатыми и бедными. Одновременно росла его тяга к знаниям, и он принял решение переехать в балкарское село Кенделен, чтобы поступить в Аксайское медресе, где работали такие известные востоковеды, как Али Каяев и Магомед-Кади Дибиров.
В конце 1914 года в Темир-Хан-Шуре, центре Дагестанской области, девятнадцатилетний Умар Алиев завершил высшее мусульманское образование, успешно сдав экзамены и получив звание преподавателя восточных языков. Он изучал арабский и турецкий, а также арабскую грамматику, мусульманскую литературу, юриспруденцию, логику, риторику и другие науки. Также Умар изучал историю горских народов, пытаясь найти ответы на вопросы современности, углублял свои знания русского языка и литературы, физики, математики, химии, биологии и географии. В этот период Умар активно читал марксистскую литературу. Знакомство с работами классиков марксизма и трудами Ленина оказало решающее влияние на выбор его пути. По воспоминаниям жены, на Алиева особое впечатление произвели работы В. И. Ленина «Что делать?» и «К деревенской бедноте».
В 1915-1916 годах Умар работал учителем в крупном кумыкском селе Кумторкала, где преподавал не только арабский язык и литературу, но и математику, физику, естествознание, историю и географию. Дом Алиева стал центром культурной и политической жизни села. Он занимался сбором фольклора и изучением истории горских народов. В 1917 году он преподавал в Тифлисе, а затем в Башкирии.
После Февральской революции Умар Алиев организовал профсоюз мусульманских учителей, был избран председателем Уфимского городского, а затем и губернского совета профсоюзов. С 1917 года он работал в Казани, сначала заместителем председателя, а затем и председателем Центрального бюро Всероссийского союза учащихся-мусульман. С апреля 1918 года он возглавлял отдел Центрального мусульманского комиссариата при Наркомнаце РСФСР по делам мусульманского пролетариата Крыма, Кавказа, Туркестана, Киргизстана, а с июля того же года – отдел горцев Кавказа при Наркомнаце. В период с октября 1919 по март 1920 года Алиев был одним из лидеров повстанческого движения в Дагестане. В 1920-1922 годах жил и работал в Кисловодске, и там до сих пор с благодарностью помнят, что Алиев принял самое активное участие в спасении курортного парка от вырубки деревьев.
С января 1922 года он стал председателем Ревкома Карачаево-Черкесской автономной области.
Алиев занимал ряд ключевых должностей, включая руководство Северо-Кавказским краевым научно-исследовательским институтом, специализирующимся на истории, экономике, языках и литературе, а также Музеем горских народов и Северо-Кавказским комитетом по внедрению нового алфавита. В 1920 году он принял участие во Втором Всемирном конгрессе Коминтерна. Умар Алиев способствовал культурному развитию народов Северного Кавказа, занимался созданием учебных пособий и публикацией книг, возглавлял Национальный совет Северо-Кавказского крайисполкома, региональное издательство и научно-исследовательский институт Северного Кавказа. Кроме того, он был ученым секретарем кафедры ленинизма в Центральном заочном институте права в Москве. Алиев известен как автор «Нового карачаевского букваря» (1923), «Русско-карачаево-балкарского словаря», «Карачаево-балкарско-русского словаря», учебников «В единении – сила», «Карачаево-балкарская грамматика». В 1921 году он разработал алфавит на латинской основе для карачаево-балкарского языка.
В конце февраля 1930 года Умар Алиев отправился в Москву для учебы в Университете Красной профессуры. В 1935 году ему была присвоена ученая степень доктора наук. По воспоминаниям инженера и писателя Михаила Акбаева, Умар Алиев был исключительно трудолюбивым человеком, посвящавшим работе большую часть времени, и спал не более четырех-пяти часов в сутки.
Позднее он преподавал карачаево-балкарский язык в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского, а также арабский – в МГУ. Благодаря владению арабским, персидским, английским, немецким, русским, татарским, узбекским языками Алиев мог знакомиться с трудами мыслителей разных эпох в оригинале.
Умар Алиев много лет руководил Крайнациздатом. Издательство, не имея ни опыта, ни необходимой инфраструктуры – типографий, латинских шрифтов, финансовых ресурсов, приступило к изданию книг на семи горских языках. Отсутствие квалифицированных горских кадров: печатников, переводчиков и корректоров – осложняло работу издательства, но, по словам У. Алиева, Крайнациздат стал первопроходцем в книгоиздательском деле на горских языках и школой подготовки кадров для областных национальных издательств.
В декабре 1936 года Умар Алиев вернулся на родину с двумя сыновьями, Шамилем и Али. Мальчики впервые увидели горы, ледяные глыбы на реке, что было для них в новинку. Лошади остановились у ворот дома в центре Карт-Джурта, построенного еще дедом Умара. Умар вошел в комнату и зажег керосиновую лампу. Он рассматривал фотографии, на которых были А. С. Бубнов, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, а также сам Алиев с В. И. Лениным. Несмотря на свои чуть более сорока лет, он успел многое сделать…
А тем временем тучи сгущались. В середине 30-х годов начались репрессии против партийных и государственных деятелей. Умар Алиев не избежал этой участи и был арестован в 1937 году. По разным данным, он был расстрелян или умер в заключении. Посмертно реабилитирован в 1957 году.
Сегодня имя Умара Джашуевича Алиева носят улицы в городах Кисловодске, Черкесске, Карачаевске. В школе аула Карт-Джурт открыт музей. В Карачаево-Черкесском государственном университете, который носит его имя, проводятся «Алиевские чтения». Изданы его «Избранные труды» в трех томах. Научное наследие ученого активно используется в тюркологии.
Нет комментариев