На мифологической карте Европы Британия издревле занимала особое положение. И главная причина — ее географический статус: остров. В символике мифопоэтической традиции остров — образ иного, потустороннего мира, мира, с которым связаны все представления о чудесном, волшебном, магическом. По словам А. и Б. Рисов, именно так воспринимали Британию континентальные галлы: «Иной Мир всегда расположен за текущей водой. Для кельтов Галлии это, по видимому, была Британия».
Островное положение Британии и соотнесенность через него с
потусторонним миром превратили остров в «сакральный центр» европейского Северо-Запада, этакий мифопоэтический прообраз метрополии той самой империи, над которой никогда не заходит солнце.
Как и подобало сакральному центру, мифологическая Британия
притянула к себе и впитала все мифопоэтические традиции ступавших на ее землю народов — и романтическую мифологию островных
кельтов, и куда более «приземленную» и жестокую мифологию кельтов континентальных, и героическую мифологию германцев и скандинавов, и даже «имперскую» мифологию римлян и мистическую идеологию христианства. А впитав, породила уникальный сплав —мифологию Британских островов, в которой христианский святой, дядя Иисуса, Иосиф Аримафейский оказался первым хранителем
Священного Грааля, имеющего явно кельтское «происхождение», а
скандинавский бог кузнец Велунд преобразился в покровителя пут
ников «угодника» Вейленда (само имя которого Wayland соотносилось с понятием пути); в которой рогатый бог континентальных
кельтов Цернунн трансформировался в Старого Ника, то бишь дьявола, римские лары и пенаты — хранители домашнего очага — уступили место брауни и хобгоблинам, а доблестные Племена богини Дану кельтов островных скрылись в волшебных холмах сидах и с течением лет обернулись проказливыми фейри; в которой, наконец, некий бриттский «военачальник Артур», под несомненным германо-скандинавским влиянием, превратился в образец рыцаря, идеального правителя идеального королевства и в которой удачливый разбойник, промышлявший в окрестностях Ноттингема, стал «принцем воров» Робин Гудом.
Любопытно, что на европейском Юге, во «владениях» классической
мифологии, мы находим аналог острова центра — это знаменитая
Атлантида. На Востоке же таким аналогом Британии выступает ост
ров Буян славянских преданий, он же остров Рюген.
Буквально «путь земли», или «путь по земле».
Это попытка нарисовать, хотя бы несколькими мазками, общую картину мифологии Британских островов, этой удивительной мифопоэтической традиции, подарившей миру Оберона и Титанию, Гамлета и Мерлина, Глориану — Королеву фей, Робина Доброго Малого, Беовульфа и короля былого и грядущего…острова, который рисовался народам в полном соответствии с замечательным описанием в поэме Гальфрида Монмутского «Жизнь Мерлина»: Бог средь своих зыбей распростер обширные земли,
В коих люди живут, плодородье их обнаружив
По изобилию трав, которые почва рождает.
Первой из оных земель и лучшей Британию числят,
В щедрости вящей своей она все, что ни есть, производит,
Злаков растит урожай и душистый дар благодатный
Год за годом дает на потребу живущим в ней людям.
Есть в ней леса и есть дерева, что медом сочатся,
Ширь травянистых лугов и горные кручи до неба,
Реки есть, родники, и скот, и звери, и рыба,
Много древесных плодов, самоцветов, ценных металлов, —
Все, что только дает природа творящая людям.
Есть и ключи целебные в ней с кипящей водою:
Лечит недужных она, притекая в отрадные бани,
Немощь из тела изгнав, возвращает немедля здоровье…
(Мифология Британских островов Энциклопедия Составитель К. Королев)
Нет комментариев