В это воскресенье мы слышим чтение об исцелении согбенной женщины. Только представьте человека, который восемнадцать лет не видел ни неба, ни солнца, ни человеческих лиц. Ее горизонт — это пыль под ногами, чужие ступни, грязь и собственные немощные колени. В духовном смысле — это самый страшный диагноз человечества.
Человек, в отличие от большинства животных, может смотреть вверх. Его прямохождение символизирует устремленность духа к Небу и Богу. Но с нами произошло нечто такое, что сделало нас хуже животных. Наш ум стал прикован к праху, к быту, к материи этого мира. Человек потерял способность к созерцанию, потерял перспективу неба и стал рассматривать только грязь под своими ногами.
Грех — это не просто нарушение правил, это онтологическое искривление, насильственное пригибание высшей природы человека к низшей материи. Христос говорит прямо: женщину связал сатана. Дьявол стремится унизить образ Божий в человеке, превратить его из царя природы в раба, ползающего в прахе. Сатана связал нас не веревками, а тяжестью «земного притяжения». Душа, которая должна летать, ползает. Мы ищем счастья в прахе, в деньгах, в одобрении других людей; мы роемся в земле в поисках богатства, которое на самом деле находится в глубинах нашего собственного сердца. Мы не видим других людей — мы видим только их обувь, то есть внешнюю оболочку. Грех сломал хребет нашей воли.
Где находится корень, основная причина этого искривления?
В нашей голове, вернее — в уме. Наш ум привязан к земле: к ее боли, удовольствиям, страхам и заботам. Ум покинул свое священное место — сердце, вывалился наружу, в мир чувств и эмоций, и попал в плен к помыслам. Он всегда смотрит вниз. Мы хотим молиться, а ум то вспоминает новости, то ведет с кем-то диалог, планирует завтрашний день или думает о дне прошедшем. Мы хотим перевести взгляд на Бога, а ум наклоняет наше «я» в пыль суеты. И у нас самих выпрямиться не получается, как бы мы ни старались.
Евангелие говорит: «Иисус, увидев ее, подозвал...». Исцеление начинается не с наших усилий. Если мы думаем, что вот сейчас «я напрягусь и стану святым», мы глубоко ошибаемся. Нужно подойти ко Христу и дать Ему возможность возложить на нас руки, чтобы Его благодать коснулась сердца и изменила наш ум.
Исцеление начинается с Осознания Присутствия.
В молитве наступает момент, когда сквозь шум помыслов мы вдруг ощущаем тишину. Это значит, Христос «увидел» нас во мраке нашего сердца. Не нужно пытаться самому победить помыслы. Это не получится — сатана значительно сильнее нас. Как только заметишь свою «скорченность» (рассеянность), замри и дай Богу посмотреть на тебя. Принеси Ему свою немощь, а не свои мнимые «духовные достижения».
Никакие психологические техники и моральные усилия не в состоянии выпрямить наш скорченный ум и развязать сгорбленную волю. Для этого к нам должны прикоснуться руки Христа. Его руки — в Его Имени. Потому что в Нем — энергия, благодать Христа. Когда мы вдыхаем Имя Христа в наше сердце, происходит это таинство прикосновения. Нетварная энергия (благодать Божия) начинает исцелять наши немощи. Да, это может быть больно. Выпрямление застарелого «сколиоза души» — процесс мучительный.
Представьте, что вам нужно пройти через узкую вертикальную щель в стене. Скорченный человек, «растопыренный» своими привязанностями, мешками с земным скарбом, своим раздутым «я», пройти через нее не сможет. Нужно выпрямиться и обтесать все лишнее, что прилипло к бокам. Это и есть узкий путь спасения. Нужна концентрация внимания. Рассеянный ум — очень широкий, он везде и нигде. Узкий ум сфокусирован в одной точке — он в Боге.
Но как только мы наводим этот фокус, враг тотчас пытается снова ввести нас в согбенное состояние. В ум стучится прилог, появляются помыслы. Наше внимание отворачивает взгляд от Христа и обращается к помыслу. Как только это произошло, ум выходит из сердца и снова падает в землю. Вертикаль потеряна. Поэтому и учит нас пророк Давид: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень». Пока помыслы еще младенцы — разбивай их о краеугольный камень Имени Христа.
Чтобы удержать вертикаль, полученную при возложении рук Христа, нужно выстроить три линии обороны:
1. Стена Молчания (Хранение уст). Самый быстрый способ расплескать благодать и снова «скорчиться» — это пустословие.
2. Неосуждение. Скорченная женщина видела только грязь. Выпрямленная — видит лица. Как только мы начинаем кого-либо или что-либо осуждать, наш ум мгновенно падает вниз. Осуждение — это гравитация ада.
3. Малые якоря. Невозможно быть в высоком напряжении весь день, но можно бросать малые «якоря». Каждый час или при смене деятельности делайте микро-остановку. Физически выпрямите спину, сделайте вдох-выдох и скажите: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», или произнесите Иисусову молитву, или просто: «Господи, помилуй». Это возвращает ощущение Присутствия и не дает «горбу» суеты вырасти снова.
Помните жену Лота? Она вышла из Содома, но оглянулась — и застыла соляным столпом. Духовный закон гласит: если Бог выпрямил вас, не оглядывайтесь на свою прошлую болезнь с интересом. Часто мы, получив прощение и свободу, начинаем мысленно «смаковать» старые обиды или грехи, пережевывать прошлое. Мы думаем, что анализируем, а на самом деле снова призываем «дух немощи». Забывание зла — условие свободы. Прошлое умерло. Есть только Сейчас, в котором стоит Христос и держит вас за руку.
Защита выпрямленности — это не напряжение мышц, а постоянное возвращение внимания к Источнику. Мы будем падать. Мы будем снова «сгибаться» под тяжестью дня. Но разница между духовным и мирским человеком в том, что духовный знает, как сразу же выпрямиться — через покаянный вздох и призывание Имени, а мирской не знает.
Защита выпрямленности в повседневной жизни требует внутреннего позвоночника.
Диафрагма скорченной женщины была зажата восемнадцать лет. Страх и суета всегда заставляют нас дышать поверхностно, «верхушкой» легких. Когда мы теряем мир, это сразу же отражается на дыхании: оно становится частым и неглубоким. Это значит, что мы начали «сгибаться». Этому нужно воспротивиться. Сделайте глубокий, спокойный вдох с Иисусовой молитвой. Физически расправьте плечи. Это будет сигнал вашему телу: «Я свободен во Христе».
Скорченность также заставляет прятать взгляд. Такой человек боится смотреть людям в глаза. Поэтому старайтесь смотреть на мир прямо. Христианский взгляд — это взгляд открытый, но не дерзкий; кроткий, но не забитый. Представьте, что при исцелении Христос вложил вам в позвоночник невидимый стержень — луч света. Что бы ни происходило вокруг, этот стержень не гнется. Внешне вы можете кивать, соглашаться, смиряться, уступать (быть как вода или мягкая глина), но внутри ваша связь с Небом остается прямой линией.
Закройте глаза и посмотрите честно: куда «смотрит» ваш ум? Привязан ли он к обиде, страху, желанию, тревожной новости? Это и есть та тяжесть, которая гнет вашу шею к земле. Признайте свое бессилие. Скажите внутренне: «Господи, я скорчен. Я не могу сам оторваться от этой суеты. Я вижу только пыль. Я болен духом немощи». Пускай это станет вашим смирением, открывающим дверь Благодати. После этого начните медленно, со вниманием произносить Иисусову молитву. Каждое призывание Имени — это рука Христа, которая мягко, но твердо выпрямляет ваш внутренний стержень. Не боритесь с помыслами, не обращайте на них внимания. Просто переведите взгляд с «земли» на Имя Божие. И если почувствуете хоть миг тишины и легкости — это и есть ваша «суббота», ваш покой и ваше освобождение... Протоиерей Игорь Рябко.


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2