В синагоге во время службы на Рош ха-Шана звучат три основных трубных сигнала:
Простой т-кийя — один длинный протяжный гудок. В древнем Израиле т-кийя был звуком, несущим успокоение: он сигнализировал, что стражи, охраняющие город, находятся на своих местах и в городе всё хорошо. Этот сигнал разделял часы дневной и ночной страж.
Второй трубный сигнал, издаваемый шофаром, — шеварим — состоит из трёх последовательных гудков. В древние времена шеварим сигнализировал о каком-то значительном событии — смене караула, прибытии важного человека (например, царя) или призыве собраться и послушать хорошие новости. Шеварим был менее рутинным звуком, чем т-кийя, но звуком желанным, ведь он означал добрые вести.
Третий трубный сигнал — именно тот, который упоминается в Библии в связи с Праздником труб, — это сигнал тревоги. Он состоит из девяти быстрых коротких гудков и называется т-руа. Звук т-руа предупреждал Израиль о том, что на них напали и все воины должны немедленно собраться, чтобы выступить на битву. Т-руа мог также звучать во время другого бедствия, которое требовало немедленного и срочного сбора всех людей. В большинстве библейских текстов, где фигурирует т-руа, это слово переводится как «тревога». Более простым и правильным переводом ивритского словосочетания «Йом Труа» (которое обычно переводится как «Праздник труб») будет «День тревоги» — это самый буквальный перевод, и он лучше передает дух и смысл данного праздника.
Если использовать исключительно библейские термины, то Рош ха-Шана — это день тревоги. Возникает вопрос: почему Израиль должен был быть встревожен? Летний сбор урожая закончился, амбары были полны зерна, а хранилища заполнены всевозможными плодами. Что еще можно хотеть или в чем нуждаться? Тора (Пятикнижие) дает ответ:
«И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе. Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома и будешь жить в них … и всего у тебя будет много, — то смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; … и чтобы ты не сказал в сердце твоем: “моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие”, но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим. Если же ты забудешь Господа, Бога твоего, и пойдешь вслед богов других, … то свидетельствую вам сегодня, что вы погибнете … за то, что не послушаете гласа Господа, Бога вашего» (Второзаконие 8:10-15; 17-20).
Нет комментариев