С нами Бог, Эдита?
Историю не всегда удается запомнить в точности, даже если это история твоей собственной жизни. Что-то намеренно хочется забыть, а что-то, наоборот, выделить, пересказывая снова и снова очень яркие или драматические моменты прошлого…
Эдиточке исполнилось 12 лет. Детские беззаботные годы! Жить бы так всегда: мама с папой рядом, каждый день теплое молоко и душистый хлеб, который мама выпекала сама.
Эдиточка была самой красивой девочкой в семье — большие серые глаза и светлые кудри делали ее ангельски привлекательной. В маленьком селе, наполовину состоявшем из украинцев и наполовину из евреев, жизнь шла тихо и мирно. Так было во многих маленьких селах Украины, Беларуси, России, Прибалтики, Польши, которые мы, евреи, называли местечками. «Местечко-местечко, над крышей дым в колечко…» Все бы так и было (или даже лучше), но началась война.
На войне всё всегда не так, планы умеют строить только офицеры, но не 12-летние дети. Хотя в еврейской традиции число 12 — это переход в ответственную жизнь, бар/бат-мицва, но курам на смех ответственная жизнь в 12 лет!
«Все как-то быстро завертелось-закружилось, и вот я и мама уже стоим на железнодорожной станции. С нами было еще 200-300 евреев, я вообще ничего не понимаю — куда мы, куда нас? Кто-то кричал, кто-то плакал, мамы прижимали детей, дети прижимали мам.» – Рассказывала мне уже бабушка Эдита. — «Пока мы были на этой станции, помню одну украинскую женщину, добрую и милую, которая приносила еду и много плакала о нас. Она все время повторяла «Отче наш, живущий на небе…»»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев