🎉 Сегодня — День гражданской авиации Таджикистана 🇹🇯
101 год назад, 3 сентября 1924 года, самолёт Ю-13 совершил полёт по маршруту Бухара — Душанбе. Именно эта дата стала ключевой в развитии гражданской авиации республики. Самолёт пилотировали Рашидбек Ахриев и Пётр Комаров.
Вскоре самолёты Ю-13 начали летать из Бухары в Душанбе три раза в неделю. В 1927 году было открыто регулярное сообщение на линии Ташкент — Самарканд — Термез — Душанбе.
Интересно, что регулярное авиасообщение появилось в Душанбе на 2 года раньше автомобильного и на 5 лет раньше железнодорожного.
Душанбе 1930 год, председатель Сталинабадского горсовета Абдукарим Розыков выступает на общегородском митинге в честь открытия нового столичного аэропорта и образования Душанбинского авиаузла. На снимке один из двух первых пассажирских самолетов Юнкерс «F.13», поступивших для постоянной работы на воздушных трассах Таджикистана и одномоторный двухместный биплан У-2
Авиация Таджикистана развивалась быстрыми темпами. Был образован Сталинабадский аэроузел, и началась эксплуатация новых маршрутов, проходивших через горные хребты Памира. в 1931 аэродромы появились в Кулябе, Гарме, Пяндже и Дангаре. Было налажено рягулярное авиасообщение со столицей.
1936 год. Посадка пассажиров на борт самолета АНТ-9 ТУ ГВФ, рейс по маршруту Душанбе – Куляб.
В марте 1937 года было создано Таджикское территориальное управление Гражданского воздушного флота.
Пассажиры в салоне самолёта АНТ–9, совершающего рейс по маршруту Душанбе – Дангара, 1938 год
Пассажирский самолёт ПР-5 на воздушной трассе Душанбе – Хорог, 1940 год.
В 1945 в авиапарке появились новые самолёты Ю-52 и Ли-2. На Ли-2 был осуществлён первый полёт по маршруту Сталинабад — Москва.
В 1945 году в Таджикистане появилась Служба управления воздушным движением.
Посадка пассажиров на борт самолета Ли-2 в душанбинском аэропорту, 1947 год.
В 1950-1960 годы авиация Таджикистана являлась одной из самых развитых отраслей народного хозяйства республики. В разные годы в авиапарке Таджикского управления гражданского воздушного флота осваивались самолёты АН-2 АХР, ИЛ-14, ИЛ-18, Ан-6, вертолет МИ-4.
В 1954 году самолет Ил-12 проложил первый маршрут Сталинабад — Сочи.
1954 год. Перрон летного поля душанбинского аэродрома, на переднем плане экипажи лучших летчиков душанбинского авиапредприятия
23 декабря 1959 года, на Душанбинском аэродроме впервые приземлился Ил-18 - пассажирский самолёт для авиалиний дальней протяжённости. На снимке экипаж лайнера Ил -18 Таджикского управления гражданской авиации, в центре командир воздушного судна М. Юсупов. Душанбе 60–е годы
В 1959 году было создано Ленинабадское авиапредприятие, через год организован аэропорт Куляб. В 1960 году была открыта авиалиния Сталинабад — Фрунзе — Алма- Ата — Новосибирск.
Ил-14 на перроне летного поля Душанбинского аэропорта
Ил-18 на летном поле Душанбинского аэропорта
самолёт Let L-200 Morava чехословацкого производства на одном из горных аэродромов на территории республики. С 1964 по 1971 год самолёты использовались на местных линиях Таджикистана в качестве "воздушного такси"
на борту самолёта Let L-200 Morava пилот Таджикского управления гражданской авиации Александр Мамараимов и пассажир. Таджикистан 1968 год. В те годы любой гражданин мог занять воздушное такси в аэропорту г. Душанбе срочно или по предварительному заказу и вылететь в любой район республики. Полёт на Мораве из Курган-Тюбе в Душанбе стоил - 6 рублей, а автобус - 64 копейки. Полет до Куляба 10 рублей, а на автобусе — 2 рубля
Ту-134 в Ленинабадском аэропорту, 80-е годы
По эффективности использования самолётов Як-40, Ан-28 Таджикское управление гражданской авиации завоевало 1-е место в Аэрофлоте СССР.
Як-40К в аэропорту г. Курган-Тюбе, 80-е годы
Пассажирский самолёт Як-40 на аэродроме Мургаба
В декабре 1977 года в Душанбинском аэропорту приземлился первый Ту-154Б-1. Бортовой № 85247
Флаг-штурман летно-штурманского отдела ТУГА Борис Агоев и Герой социалистического труда пилот-инспектор летно-штурманского отдела ТУГА Борис Воробьев. Душанбе, 80-е годы
1990 год, салон пассажирского лайнера Ту–154М, рейс Душанбе – Москва, стюардесса Ольга Илющенко предлагает пассажирам свежий номер газеты «Вечерний Душанбе»
Мирзо Мастонгулов — первый среди таджиков пилот гражданской авиации. Начинал вторым пилотом на АН-2, в дальнейшем летал на всех видах гражданских авиалайнеров СССР. Был одним из первых, кто освоил лайнер Ту-154. В 1991-1992 — начальник Таджикского управления гражданской авиации. С 1992 по 2001 год - первый Генеральный директор авиакомпании «Точикистон».
К моменту развала СССР Таджикистан был республикой с современным воздушным транспортом. Однако в первые годы независимости гражданская авиация откатилась назад. Сыграли роль отсутствие финансирования из Москвы, а также тяжелые годы гражданской войны, ударившие по экономическому и социальному развитию страны.
Возрождаться гражданская авиация Таджикистана начала в 2000-х годах.
Сейчас в Таджикистане работают авиакомпании Somon Air, авиапарк которой состоит из 6 самолётов (четырёх Boeing 737-800 и двух Boeing 737-900), и Tajik Air (один Ан-28).
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1