05.1915 – 19.05.1983/ и монахиня Вероника (Василенко) /1940 – 19.05.1983/, мать и дочь.
Известный русский писатель Владимир Крупин в одном из своих очерков писал о Горней обители: «А еще монастырь незримо хранят усопшие здесь и преданные здешней сухой земле монахини. Особенно почитается могилка двух монахинь, матери и дочери, Вероники и Варвары. На могилке их всегда горит золотистая лампадочка. Это мученицы уже нашего времени. Совсем недавно они были зверски убиты. Кем? Слугами сатаны».
Монахиня Варвара родилась в Смоленской области, в семье крестьянина. До поступления в монастырь в мирные и военные годы трудилась на родной Смоленщине.
В 1937 году вышла замуж, а в 1940 году родилась дочь. Муж погиб на войне. На долю молодой вдовы выпали тяжелые скорби: парализованный отец (три года лежал), маленькое дитя и военный голод. "Сходишь, пуд картошки купишь, — рассказывала матушка, —да и не знаешь кому: то ли больному отцу, то ли дитяти."
Матушку всегда отмечала особая благоговейность и религиозность, она хотела еще девушкой пойти в монастырь, но жизнь сложилась иначе. Несмотря на свою молодость и красоту, молодая вдова ни о чем, кроме Господа, не помышляла.
Перед смертью отец сказал ей: "Будь ближе к церкви."- "А как же девочка?" — спросила она. — "И девочка тоже пусть будет при церкви", — такое отцовское благословение было для дочери и внучки.
Молодая мать воспитала дочь в вере и благочестии. Через некоторое время у них созрело взаимное желание посвятить свою жизнь служению Богу в иноческом чине.
В 1957 году они стали насельницами Рижского женского монастыря. В 1960 году были пострижены в мантию с именем Варвара, а ее дочь благословлена в рясофор.
В том же году они были направлены в числе других сестер для прохождения послушания в Горненскую обитель близ Иерусалима на три года.
С 1963 года, вернувшись на Родину, они, как и прежде, несли послушание в Рижском монастыре и его Преображенской пустыни недалеко от Риги. Тут была пострижена в мантию с именем Вероника и ее дочь.
В 1965 году старец схиархимандрит Косма (Смирнов) /†15.05.1968/, во время посещения его матушками в Рижской Спасо-Преображенской пустыни, предупредил их: «Вас там убьют». После отъезда матушек в Иерусалим старец очень печалился. Через 18 лет его скорбное предсказание исполнилось.
Монахини Варвара и Вероника были усердными труженицами и ревностными молитвенницами. Они с большой ответственностью исполняли возложенные на них послушания.
Годы, которые Господь благословил провести им в Иерусалиме, были посвящены молитве, клиросному пению и изучению слова Божия, а также хозяйственным работам на нужды обители и Русской Духовной Миссии на Святой Земле.
Мать Варвара и мать Вероника жили наверху горы, можно сказать на окраине Горнего. Свет по утрам загорался рано в их домике — они готовились к службе, читали правило.
Или вечером можно было видеть, как в нижнем этаже домика открыта дверь, мать Вероника стоит на улице, вслух читает, а мать Варвара что-то делает.
Мать Варвара всегда молчаливая, спокойная, очень приветливая, с неизменной улыбкой на лице. Некогда высокая и статная, после операции на позвоночнике сильно согбенная, она никогда не оставляла свою дочь без надзора. Вот мать Вероника остановилась с кем-то поговорить, подойдет послушает, что за разговор, и если что несерьезное, сразу позовет: "Вероника, иди сюда".
Начальник Миссии вспоминал о матери Вероники: "Удивительно, среди всех сестер, сколько трудилось в Миссии, она никогда не возражала мне, молча выслушает и не вступит в рассуждение".
Если читать в праздник канон — мать Вероника замечательная была чтица. И регент талантливый. До сих пор сестры вспоминают, как легко, особым движением взлетала ее рука в конце музыкальной фразы.
Мать Вероника не плохо знала еврейский язык, немного арабский, греческий, за что ее очень уважало местное население.
Если случалось какое недоразумение, то мать Вероника свободно объяснялась с полицейскими. Так, однажды в Горнем кто-то поджег баллоны с газом, но те под чудным Божиим Покровом не взорвались, а лишь горели, чем крайне удивили и озадачили приехавших полицейских и прессу.
Если бы произошел взрыв, то повредил бы не только трапезную, но и храм и ближайшие дома. "Да, с вами Бог!" — сказал один из полицейских матери Веронике, которая им объясняла, как все случилось.
Матушка игумения любила, чтобы в день пришествия в обитель иконы Благовещения, ее несли мать Варвара и мать Вероника. Такими они и запомнились в последний год своей жизни — с иконой Божией Матери перед Храмом.
Они говорили с безпокойством друг о друге: "Что я буду делать, если первая умрет мама?!" или "Что я буду делать, если Вероника умрет прежде меня?!" — и Господь дал им вместе умереть.
В памяти сестер осталось, что незадолго перед смертью матушки как-то особенно ревностно стали ходить в церковь и ко Гробу Господню. "Придет ко Гробу Вероника, встанет перед Кувуклией и все молится, молится" - вспоминают сестры.
Рассказывают, что даже перед своей трагической кончиной мать Варвара и мать Вероника говели и хотели причаститься в Гефсимании, а причастились жизни вечной.
Они предчувствовали свою близкую кончину, только не знали, как это будет. Души их трепетали и таинственно готовились к чему-то новому.
Матери Веронике предлагали игуменство, но она всячески уклонялась от земной славы и власти, ссылаясь на слабое здоровье. Когда ее уничижали, она всегда "стушевывалась" и молчала.
После их смерти мать Веронику видели во сне в игуменской одежде, в игуменском кресле. Она с заботой разбирала свертки — какие в трапезу, в церковь, сестрам...
Батюшка после литии над мученицами сказал - "Да, теперь она игумения на небе."
И самой матери Веронике снились необыкновенные сны. То будто она входит в богатую лавку, и там так всего много, что она с удивлением спрашивает: "Кто хозяин лавки?" и слышит ответ: "Это все Вероникино".
Или ей снилось, как обновился иконный угол и Распятие — будто живой Спаситель на кресте.
А еще был сон, как из Горненского храма вовремя службы мимо сестер вышла чтимая Божия Матерь, и мать Вероника вышла за ней следом.
Перед концом Господь дал им телесную немощь: обе заболели гриппом, телесно страдали и ослабели.
Утром 20 мая 1983 года сестры, обезпокоенные их отсутствием на службе в храме, обнаружили их бездыханные тела, распростертые на полу, в крови, в их келлиях.
Полиции удалось найти убийцу, оказавшимся сатанистом, жившим тут же, неподалеку. Кинжал с тремя шестерками и другие обстоятельства дела, как две капли воды напоминают другое ритуальное злодеяние, прогремевшее на весь православный мир в Оптиной пустыни, на Пасху 1993 года.
Как и спустя десять лет, убийца не отпирался, а откровенно рассказал, что его «бог», сатана, явился ему и просто приказал это сделать. Был ли он одиночкой или принадлежал к какой-нибудь секте, так и осталось не проясненным. Суд признал его психически невменяемым, и власти выслали его из Израиля в США.
Мать Варвара умерла сразу, а мать Вероника мучилась, на ее теле нашли девять ножевых ран. Спустя время, когда уже отпели мучениц и похоронили, увидели сестры в сонном видении Варвару на вершине высокой горы в сияющих белых одеждах, а Вероника карабкалась по отвесному склону, срывалась и никак не могла до вершины добраться.
И открыто было сестрам, что это оттого, что Варвара сразу и безропотно приняла смерть, а Вероника, зная немного иврит, цеплялась за жизнь, просила ее пощадить, и оттого сейчас там так тяжело ей взойти на вершину.
День и ночь молились сестры за бедную мученицу, и на сороковой день было одной из них открыто, что Вероника отмолена и вместе со своей святой матерью пребывает ныне в сиянии небесной славы. Теперь мученицы молятся за оставшихся здесь, на земле, и от святых могил происходят безчисленные чудеса и исцеления.
А один старец в своем письме к горненским сестрам писал: "Они — мученицы, счастлив, кто приложился к их могилке."
Похороны мучениц превратились в торжественный христианский праздник. На отпевании присутствовало несколько Владык, множество священства, и молитвы заупокойной панихиды звучали с большой надеждой на милость Божию к этим страдалицам.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 16