Адмиралтейство и Сенат под снегом. Художник А. П. Остроумова-Лебедева, 1900 г.В законодательстве не проводилось строгого разграничения между дисциплинарною провинностью и преступным деянием губернаторов. С 1816 г. инициатива наложения выговоров, замечаний, штрафных санкций на начальников губерний стала исходить «единственно от лиц министров и за их подписанием, извещая каждый раз о сем Комитет министров для сведения. А министру юстиции доводить равным образом до сведения Комитета, когда подобные замечания или выговоры будут деланы от Правительствующего Сената»8. Таким образом, право наложения дисциплинарных наказаний на губернаторов перемещалось из Сената в Комитет министров, т.е. в руки непосредственного начальства. Оговаривалось, что указ приводился в действие только с «Высочайшего соизволения». В отличие от судебной ответственности дисциплинарные взыскания налагались на губернаторов не по суду, а властью начальства по службе. Судебная ответственность «за преступления по должности» могла быть уголовною или гражданскою. Под уголовною подразумевалось злоупотребление властью или полномочиями, под гражданской – обязанность возместить из своих средств ущерб, нанесенный упущениями по службе. Предание суду за должностные преступления происходило по постановлениям первого департамента Сената.Применительно к институту губернаторства средством к обеспечению «пределов власти» в местном управлении выступал административный надзор. Этот контроль осуществлялся в формах отчетности, ревизий, постоянного гласного и негласного наблюдения.Высшим административным институтом, осуществлявшим официальный надзор над исполнительной властью в Российской империи, являлся Сенат. В Своде учреждения правительствующего Сената за 1832 г. в статье 278 к функциям первого (административного) департамента предписывались увольнения и определения должностных лиц, отрешения их от должности, а также «общий надзор за действиями разных мест управления, происходящие от сего меры взыскания, понуждения и поощрения и разрешение между сими местами споров и пререканий о власти». По мнению С. А. Корфа, именно эта функция Сената «незаметно и бессознательно для самого законодателя» породила зачатки административной юстиции в России, особо проявив себя в Александровское царствование. Под административной юстицией в правовой практике XIX в. понималось судебное обжалование актов управления. «Административная юстиция предоставляла для граждан публично-правовую гарантию, как способ обжалования актов управления. По этому признаку она отличалась от различных форм административного контроля управления. Орган юрисдикции устранял незакономерность не по собственному почину, а по требованию стороны. При правильной постановке административной юстиции обыватель приобретал право на административный иск.Практика обжалования действий администрации через рекетмейстеров Сената стала применяться еще в XVIII столетии. В 1810 г. в составе Госсовета была учреждена особая Комиссия для приема и рассмотрения прошений на высочайшее имя. Среди подведомственных ей дел первыми значились жалобы на администрацию и суды. С 1812 г. начал действовать еще один канал подачи «всеподданнейших прошений» – Собственная Его Императорского Величества Канцелярия. После передачи дела соответствующему министру, наведения справок, прохождения процедуры проверки, иногда с обсуждением в Комитете министров, император назначал сенаторскую ревизию по фактам проверки и расследования поступившей жалобы. Инспекции Сената в течение всего XIX в. были основным средством контроля над провинциальной администрацией. Условно ревизии можно поделить на «внутренние» и «внешние». Последние еще назывались «надведомственными», что подчеркивало их непричастность к ведомству МВД. Внешние ревизии назначались по особым «Высочайшим повелениям», объем полномочий визитаторов определялся особыми инструкциями. Внутренняя, ведомственная, ревизия в порядке подчиненности проводилась вышестоящими учреждениями в иерархии исполнительной власти. В случае с губернской администрацией это были министерские проверки.Кроме Сената постоянным органом внешнего надзора за местными учреждениями являлся институт губернской прокуратуры. Прокурор и два его помощника (стряпчие) были подчинены министру юстиции и формально от губернатора не зависели. Губернский прокурор мог отправлять в Сенат соответствующие донесения и протесты. Его надзор распространялся на производство рекрутских наборов, сбор податей и казенных доходов, осуществление правосудия, деятельность дворянских собраний. Прокурору предоставлялась возможность лично присутствовать на заседаниях и при служебных действиях, требовать сведения и дела для просмотра, делать предложения присутственным местам по существу дел, либо давать заключения по юридическим вопросам. Он мог просматривать текущие журналы и подавать протесты на определения и решения. Без прокурорской надписи – «чел» или «читал» – ни одно постановление присутственного места не могло иметь законной силы. Вместе с тем должностной авторитет губернского прокурора был невысок. Класс этой должности (6 – 8) был ниже не только губернатора и вице-губернатора, но и председателей палат, поэтому и получаемое жалование было втрое меньше, чем у губернатора. К тому же эффективность их деятельности тормозило отсутствие до 1830-х годов собрания законов, а также профессионально подготовленных к управленческой работе юристов.Екатерина II использовала еще одну возможность внутреннего контроля над деятельностью местной администрации. Управление губернией было возложено как на правительственные, так и на сословные учреждения. Наличие дворянской корпорации можно рассматривать как региональную специфику управления, когда председатели уголовных палат, земские исправники, заседатели земских судов избирались дворянством. Здесь сфера полномочий губернатора пересекалась с пространством власти выборных органов дворянского самоуправления. Возникающие конфликты между губернатором, предводителем дворянства, прокурором, вице-губернатором, выходя за рамки институциональных отношений, приводили в действие неформальные рычаги властвования. Оппозиционные губернатору «партии», используя свой административный ресурс, существующую юридическую практику смещения должностных лиц, родственные и столичные связи, применяли все способы избавления от неугодного «хозяина губернии». На проявление таких конфликтных ситуаций верховная власть особенно чутко реагировала в царствование Александра I и в период отмены крепостного права. Казанская губерния отличалась богатством подобных сюжетов. Спускаемые сюда многочисленные сенаторские ревизии вскрывали «беспорядки и злоупотребления» представителей местной власти. Коллегиальное рассмотрение административных нарушений в первом департаменте Сената, затем на общем собрании определяло дальнейшую судьбу ревизируемого губернатора. Отчеты сенаторов-ревизоров, документация следственного делопроизводства в сочетании с источниками личного происхождения дают возможность выявить скрытые и явные причины, мотивы и способы этих увольнений.
Нет комментариев