1845 г. Поход в Дидо.
Посвящается доблестному 44-му Нижегородскому драгунскому полку,
русским воинам, павшим за Отечество, и их родственникам
… После штурма «Небесной лестницы» (второе название горы Гек-Нарди-вань в Нагорном Дагестане) и разгрома Анцуховского общества (Непобеди-мый. 1845 г. Аварское ханство. Бои с наибами Шамиля Кибит-Магомой и Даниель-султаном. Штурм Гек-Нардивани) генерал Шварц, как это «часто водилось» на Кавказе, самостоятельно, без приказа сверху, решил проник-нуть еще и в землю Дидойцев, где русские войска до сих пор не бывали ни разу.
Экспедиция предстояла «трудная и по условиям местности, и по характеру самих дидойцев, считавшихся в горах одним из самых воинственных племен». Но Шварц в своих войсках был уверен, и, сообщая о своем намерении князю Воронцову, писал ему, «что относительно мужества солдат, сметливости и примерной храбрости офицеров он может только сказать, что, командуя ими в прошлом году и в нынешнем, почитает себя счастливым». С такими войсками можно было "решиться на все, и даже на Дидойскую экспедицию".
(Г.Е. Шварц чин генерал-майора получил в 1828 г., в 1844 г. – генерал-лейтенанта и назначен начальником Закатальского округа и всей Лезгинской кордонной линии. За отличие в русско-турецкую войну 1828-1829 гг. награждён орденом Св.Георгия 4-й степени. За отличие в делах с горцами награждён орденами Св. Станислава 1-й степени (1842 г.), Св. Анны 1-й степени (1843 г.); за победу над Даниял-беком и взятие Илису – Св. Владимира 2-й степени (1844 г.). За отличие в Даргин-ском походе получил золотое оружие с алмазами и надписью «За храбрость» и орден Белого Орла.
В 1850 году, в должности Начальника Джаро-Белоканского военного округа и Лезгинской кордонной линии был по суду признан виновным в «употреб-лении противозаконных и жестоких мер к открытию виновных в краже из его квартиры казённых и его собственных денег». Но вместо положенного по закону строгого наказания Высочайшей конфирмацией Государя Импе-ратора «за прежние его отличные заслуги был исключен из службы, с ука-занием впредь в оную не определять, с запрещением въезда в обе столи-цы». Только в 1857 г. Шварцу разрешен въезд в Санкт-Петербург.
Г.Е. Шварц – брат полковника Ф. Е. Шварца, виновника известной «Семе-новской истории» 1820 года.
Семеновский лейб-гвардии полк был любимым полком Александра I, шефом которого он был ещё до вступления на престол. Весной 1820 года солда-ты роты Его Величества, недовольные непомерной строгостью и взыска-тельностью нового полкового командира, Ф.Е.Шварца, взбунтовались, отказались идти в караул, требовали ротного командира и не хотели расходиться, несмотря на увещания начальства. Тогда эта рота была окружена двумя ротами лейб-гвардии Павловского полка и посажена в Петропавловскую крепость.
Затем под конвоем казаков, без оружия, туда же был отправлен весь полк, т.к. остальные роты решили заступиться за товарищей и выказали не-послушание явившемуся высшему начальству, потребовали освобождения товарищей из-под ареста или отправить в крепость весь полк. Началь-ство и приняло второй вариант. Эти события продолжались четыре дня и все четыре дня в Петербурге «тревога была страшная». О событиях в полку каждые полчаса слались со специальными нарочными донесения генерал-губернатору Милорадовичу.)
*
Войска, готовясь к походу, отправили на линию все свои «тяжести» и даже вьючный обоз: хлеб и патроны были розданы на руки, и отряд 11 августа перешел в Бежит, главное селение капучинцев (один из коренных народов Дагестана).
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев