Томас Лоуренс. Александр Иванович Чернышев. 1818. Галерея Ватерлоо в Виндзоре
Этот эпизод и закончил собой командование, вписавшее в летопись полка много «светлых и славных страниц, и в то же время командование шумное, блестящее, представлявшее собой целый ряд празднеств, о которых еще долго вспоминали» в Кахетии, где в Караагаче находилась полковая штаб-квартира.
Человек необычной судьбы, «открытый и с широкой душой, Безобразов так же и жил – открыто и широко. Впрочем, на Кавказе так жили почти все: всегда находясь на границе между жизнью и смертью, у людей зачастую шла ребром последняя копейка».
Полковник Сергей Дмитриевич Безобразов – опальный командир Ниже- городского полка – человек, перед которым развертывалась блестя- щая безоблачная перспектива. С 1830 г. в Варшаве он был адьютан- том цесаревича Константина Павловича, и благодаря своему уму, об- разованности и «светскому лоску» был выдающейся фигурой в тог- дашнем варшавском обществе. Он жил в Бельведерском дворце и его называли Аполлоном Бельве- дерским: он был одним из красивейших людей своего времени. После смерти цесаревича император Николай Павлович назначил его своим флигель-адъютантом – так блестяще складывалась его карьера. Здесь, при царском дворе в Петербурге, он влюбипся и сыграл свадьбу с фрейлиной императрицы – княжной Хилковой, место умершего отца которой «заступил» сам император. Он же высочайше благословил этот брак, был на свадьбе посаженным отцом, а императрица сама надевала невесте серьги в уши; венчание проходило в придворной цер- кви, а свадьба игралась в Зимнем дворце – все сулило молодым безоб- лачную будущность. И вдруг в этой обласканной императорской четой молодой семье, чуть ли не в первый же день после свадьбы, разразилась страшная семейная драма с никому непонятными до конца причинами – событие, о кото- ром в своем дневнике писал даже А.С.Пушкин, и слухи и версии которо- го долгое время будоражили весь Петербург. Оно же послужило мате- риалом для первых глав повести Л. Н. Толстого «Отец Сергий». Закончилось все тем, что молодая жена в ногах у государыни просила «развода или чего-то подобного», и практически сразу уехала в Москву к своему брату, дивизионному генералу, и облеклась в глубокий траур. А Безобразов, который, как писал в своем дневнике Пушкин, «кажется, сошел с ума», был отправлен под арест, а затем сослан на Кавказ. А насколько точен был в своем «диагнозе» наш великий поэт, можно судить по этому посту (
https://ok.me/qAIA1).
Провожая Безобразова, офицеры поднесли ему на память «оригинальный подарок, материальной ценности не представлявший, но интересный по своей идее. Это был маленький футлярчик из тисненой кожи с портретами всех офицеров полка.
Для того времени, когда не было ни фотографий, ни дагерротипов, когда все приходилось рисовать от руки, такой подарок был оригинальным и даже выдающимся.
Портреты были сделаны карандашом настолько искусно, что и через несколько десятков лет не утратили своей свежести». Рисовал их некто Дежебури, разжалованный в Нижегородский полк из гвардейских офицеров за карикатуры на тогдашнего министра финансов.
Нет комментариев