Е.Лансере. Шамиль въезжает в Ведено
Горцы разграбили Моздок, истребили два крупных селения Чир-Юрт и Султан-Янги-Юрт, а сообщения с Темир-Хан-Шурой (ныне- г.Буйнакск) теперь стали возможны только с большой охраной.
На «долю» 1841 года, таким образом, досталось «тяжелое наследие». Прежде всего надо было восстановить сообщение линии с Северным Дагестаном, а для этого необ-ходимо было овладеть Чиркеем – многолюдным аулом, где Шамиль мог в короткий срок собрать многочисленное войско.
Все попытки овладеть Чиркеем, которые предпринимались до этого времени, были безуспешными – и этот факт создал о нем в горах целые легенды. Подобный аул – под названием Джемат – описан М.Ю. Лермонтовым, дважды отбывавшим ссылку на Кавказе (первый раз, в 1837 году – в Нижегородском полку (
https://ok.me/PIk91)) в «Хаджи-Абреке»:
...Его свободные сыны В огнях войны закалены; Дела их громки по Кавказу, В народах дальних и чужих, И сердца русского ни разу Не миновала пуля их.
*
И ранней весной 1841 года для похода на Чиркей в двух пунктах – Темир-Хан-Шуре и крепости Внезапной – стали сосредотачиваться войска. Для этой экспедиции из Караагача, штаб-квартиры Нижегородского полка, были вызваны и два конных эскадрона Нижегородцев. Они прибыли во Внезапную под начальством майора Коцебу 29 марта.
Во Внезапной их ждало новое приказание – двигаться дальше, в Темир-Хан-Шуру, где собирался Дагестанский отряд под личным командованием корпусного командира генерал-адьютанта Головина.
Для взятия Чиркея было собрано, не считая кавалерии, 25 батальонов пехоты при 62-х орудиях – эти силы намного превышали те, с которыми генерал Паскевич не так давно (в 1826-1829 гг.) победоносно окончил две войны с сильнейшими магометанскими государ-ствами – Турцией и Персией. На это обратил внимание даже император, писавший Головину:
«Приучая мусульман видеть, что против них мы, вопреки старому обы- чаю, показываться будем в таких больших силах, уверим, что они нам опаснее прежнего; а наших в той же мере можем уверить, что они не прежние русские, которые с Паскевичем, в числе одиннадцати тысяч человек, уничтожили Персию и проникли до Эрзерума».
Факт этот был тем более «прискорбен», что с такими крупными силами мы, кроме взятия Чиркея, никаких других результатов в этом году не добились.
Нет комментариев