Генерал Анреп. Фото из Интернет
У А.С.Пушкина в его«Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года» где описаны события, происходившие во время военного похода войск генерала Паскевича в Турецкий Арзрум, приведен небольшой эпизод «с участием» Анрепа. А.С. Пушкин тоже участвовал в этом походе вместе с Нижегородским драгунским полком (
https://ok.me/Ssa91), которым командовал его старый друг Н.Н.Раевский-младший и в котором служил его брат Лев Сергеевич Пушкин, успевший уже за удаль в Джеванбулахском бою получить офицерские погоны (
https://ok.me/Tsa91) .
«Перед выступлением конницы, - пишет Пушкин, - явились в наш лагерь армяне, живущие в городе, требуя защиты от турок, которые три дня тому назад отогнали их скот. Полковник Анреп, хорошо не разобрав, чего они хотели, вообразил, что турецкий отряд находится в горах и с одним (!) эскадроном улан поскакал в их сторону, дав знать Раевскому, что три тысячи турок находятся в горах. Раевский отправился вслед за ними, дабы подкрепить его в случае (!) опасности. Я почитал себя прикомандированным к Нижегородскому полку, и с великою досадой поскакал на освобождение армян. Проехав вёрст двадцать, въехали мы в деревню и увидели несколько отставших улан, которые, спешась, с обнажёнными саблями преследовали нескольких кур. Здесь один из поселян растолковал Раевскому, что дело шло о трёх тысячах волов, три дня назад отогнанных турками, и которых весьма легко будет догнать дня через два. Раевский приказал уланам прекратить преследование кур и послал полковнику Анрепу повеление воротиться. Мы поехали обратно, и, выбравшись из гор, прибыли в Гассан-Кале. Но таким образом дали мы сорок вёрст крюку, дабы спасти жизнь нескольким армянским курицам».
*
После трудного перевала через главный хребет на пустынной местности Анреп со спутниками увидели скакавшего навстречу на взмыленном коне всадника. Это был один из старейшин, старый Хаджи-Курбан, спешивший предупредить генерала об опасности. поскольку в Джурмуте, первом обществе на его пути, против него замышляли недоброе: «Ты идешь на верную смерть! Вернись!»
Анреп поблагодарил Хаджи за участие и ответил: «Если бы ты предупредил меня в Закаталах, я, может быть, остался бы, но теперь поздно. Я поручил себя Богу, а для человека, вверяющегося Ему – нет опасностей. Возвращайся и скажи, что я еду вслед за тобой».
На другой день около полудня путники подъехали к первым саклям Джурмута.
Нет комментариев