ученика начальной школы в условиях
введения нового ФГОС.
Положение о
«портфолио» обучающегося.
Общие
положения.Цель
и задачи «портфолио».Оформление
«портфолио».Функциональные
обязанности участников образовательного процесса при ведении «портфолио»
обучающегося.Учёт
результатов «портфолио» при аттестации обучающихся.Структура
и содержание «портфолио».
1. Общие положения
Портфолио
- это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных
образовательных достижений обучающихся в период его обучения с 1 по 4
классы.Портфолио
дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства ипозволяет
учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах
деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. Портфолио
является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы,
для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень
обучения.
2. Цель и задачи
«портфолио»
Цель «портфолио»:
представить
отчёт по процессу образования учащихся, увидеть «картину»
значимых образовательных результатов в целом,обеспечить
отслеживание индивидуального прогресса ученика в широком образовательном
контексте, продемонстрировать
его способности практически применять
приобретенные знания и умения.
Задачи:
поддерживать
высокую учебную мотивацию учащихся;поощрять
их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и
самообучения;
развивать
навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся; формировать
умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную
учебную деятельность.
Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в
портфолио. а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его
формирования может быть как качественной, так и количественной.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна
стать фраза: "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован".
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что
оно способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию
индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего
творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку,
что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными
грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой
работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности
следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность
и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как
решающий фактор реализации творческого потенциала личности.
3. Оформление «портфолио».
Портфолио
оформляет обучающийся под руководством классного руководителя и родителей
в соответствии со структурой, принятой в ОУПри
оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:
-систематичность и регулярность ведения портфолио -
1раз в четверть;
-достоверность сведений, представленных в портфолио;
-аккуратность и эстетичность оформления;
-разборчивость при ведении записей;
-целостность и эстетическая завершенность представленных
материалов;
-наглядность;
-сохранность портфолио.
Образовательные
достижения обучающегося и все необходимые сведения фиксируются в портфолио
в течение года.Обучающийся
имеет право включать в портфолио дополнительные разделы, материалы,
элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
4. Функциональные обязанности участников образовательного
процесса при ведении «портфолио» обучающегося.
В формировании портфолио участвуют обучающиеся, родители
обучающихся, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог,
педагоги дополнительного образования, заместители руководителя ОУ.
При формировании портфолио функциональные обязанности между
участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
обучающийся
ведет работу по формированию и заполнению портфолио;заместитель
директора ОУ по учебно-воспитательной работе организует работу по реализации
в практике работы ОУ технологии портфолио как метода оценивания
индивидуальных образовательных достижений обучающихся; осуществляет
контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации
технологии портфолио в ОУ;классный
руководитель оказывает помощь обучающимся в процессе формирования
портфолио; проводит информационную, консультативную, диагностическую
работу по формированию портфолио с обучающимися и их родителями;
осуществляет посредническую функцию между обучающимися и учителями,
педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях
пополнения портфолио; осуществляет контроль за пополнением обучающимися
портфолио; обеспечивает обучающихся необходимыми формами, бланками,
рекомендациями; оформляет итоговые документы, табель успеваемости;учитель-предметник,
педагоги дополнительного образования проводят информационную работу с
обучающимися и их родителями по формированию портфолио;
предоставляют обучающимся места деятельности для накопления материалов
портфолио; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по
предмету или образовательной области;педагог-психолог,
проводят индивидуальную психодиагностику; ведут
коррекционно-развивающую и консультативную работу.
5. Учёт результатов
«портфолио» при аттестации обучающихся.
Учёт результатов позволяет сделать выводы:
о
сформированности универсальных и предметных способов действий,
обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;о
сформированности основ умения учиться, т.е. способности к самоорганизации
с целью постановки и решения учебно-познавательных и практических задач;
Портфолио
учитывается:
при
прохождении аттестации педагогических и руководящих работников;при
проведении внутришкольного контроля;в
ходе проведения процедур внешней оценки деятельности ОУ (аккредитация ОУ,
контроль качества образования).
6. Структура и
содержание «портфолио».
«ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ».
Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество;
учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать
ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него
и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя
таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.
РАЗДЕЛ «МОЙ МИР».
"Мое имя" - информация о том, что означает имя,
можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих такое же имя. Если у
ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она
означает.
"Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом
члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
"Мой город" - рассказ о родном городе (селе,
деревне), о его интересных местах, в которых ребенок побывал, сопроводить
фотографиями. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему
маршрута от школы до дома. Важно чтобы на ней были отмечены опасные места
(пересечения дорог, светофоры).
"Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их
интересах, увлечениях.
"Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем
увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции,
учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного
образования.
"Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах,
небольшие заметки о любимых школьных предметах.
"Мой характер" – рассказ о своих предпочтениях,
привычках, особенностях.
РАЗДЕЛ «МОЯ УЧЁБА».
Раздел посвящён школьным предметам и заполняется
написанными контрольными и проверочными работами и тестами; работами,
выполненными на отличную отметку; таблицами и графиками, показывающими
динамику обучения письму, скорости чтения и навыкам счета; названиями книг,
которые он прочитал, автора и краткое описание прочитанного; ведомостью отметок
за четверти и д.т. и т.п.
РАЗДЕЛ «МНЕ
ИНТЕРЕСНО».
В начальной школе дети принимают активное участие в
экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают
музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку
творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание
экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Сюда же можно
включить рассказ ребёнка о своём хобби.
РАЗДЕЛ «МОЁ
ТВОРЧЕСТВО».
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы по
разным предметам. Если выполнена объёмная работа (поделка), нужно поместить ее
фотографию. Родителям и педагогу необходимо предоставить полную свободу ребенку
при наполнении этого раздела!
!!!Важно!!! Если работа принимала участие в выставке или
участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии:
название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение
фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту
информацию.
Так же этот раздел заполняется рисунками, фотографиями
поделок, собственными стихами, рассказами.
Этот раздел включает в себя:
*исследовательские работы и рефераты (указываются изученные
материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т.п.);
*проектные работы (указывается тема проекта, дается описание
работы. Возможно приложение: фотографии, тексты работы в печатном или
электронном виде и другое);
*работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется
участие в выставках);
*другие формы творческой активности: участие в школьном
театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие
в гастролях и концертах);
*занятия в учреждениях дополнительного образования
(указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и
их результаты);
*иная информация, раскрывающая творческие, проектные,
исследовательские
способности обучающихся.
РАЗДЕЛ «МОИ
ДОСТИЖЕНИЯ».
Портфель сертифицированных (документированных)
индивидуальных образовательных достижений.
Этот раздел включает в себя:
*предметные олимпиады - школьные, муниципальные, областные,
всероссийские и др.;
*мероприятия и конкурсы, проводимые учреждениями
дополнительного образования;
*тестирования по предметам;
*конкурсы и мероприятия, организованные муниципальными
органами управления образованием;
*документы или их копии могут быть помещены в приложении к
портфолио.
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,
благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в
начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный
лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в
порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
В Портфолио ученика начальной школы главным является
подраздел «Моё творчество», а не «Мои достижения». Именно ему следует уделять
больше внимания и постоянно заполнять новыми материалами.
И не нужно называть Портфолио «Дневником достижений», чтобы учёба для вашего
ребенка не превратилась в гонку за отличными отметками, грамотами и дипломами.
РАЗДЕЛ «ОТЗЫВЫ И
ПОЖЕЛАНИЯ».
В конце каждого учебного года учитель пишет ученику
характеристику, которая вкладывается сюда. Сам ребенок здесь может написать
свои пожелания учителям и родной школе, какими бы он хотел их видеть и что бы
изменил. Раздел включает в себя характеристики отношения обучающегося к
различным видам деятельности, представленные учителями, родителями,
возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др.,
а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее
результатов; может быть представлен в виде текстов заключений, рецензий,
отзывов, резюме и проч.
Раздел включает в себя характеристики отношения учащихся к
людям и различным видам деятельности. Отзыв преподавателя. Краткая
характеристика ученика, которая описывает его участие в учебной деятельности.
Заключения о качестве различных работ, в которых принимал личное участие данный
школьник. Рецензия на статью, проект, исследовательскую работу.
Благодарственные письма из различных органов и организаций.
ВАЖНО ПОМНИТЬ!
В первом классе,
когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи
родителей и учителя ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет,
эту помощь надо сводить к минимуму. Старайтесь с самого начала построить работу
ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к
формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс
осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным
результатам и осознание своих возможностей
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев