Традиция прикалывать красный мак к груди в англосаксонских странах в честь павших солдат (а не в честь жриц любви, якобы, как говорят некоторые левые пропагандисты) приходит из события, произошедшего в 1915 году, во время второй битвы на Ипре, когда французские, британские и бельгийские солдаты погибли во время боев с частями германской армии.
Именно после этой битвы, канадский полевой хирург Джон Маккрей написал самое трогательное стихотворение, посвященное Первой Мировой войне.
2 мая 1915 года, Джон Маккрей провожал в последний путь своего друга лейтенанта Алексиса Хелмера, которого хоронили в поле, усеянном красными маками. Красные маки, так похожие на кровь пролитую в боях, повлияли на мистера Маккрея и он под впечатлением от увиденного, написал свое стихотворение.
n Flanders fields the poppies blow
Between the crosses, row on row,
That mark our place; and in the sky
The larks, still bravely singing, fly
Scarce heard amid the guns below.
We are the Dead. Short days ago
We lived, felt dawn, saw sunset glow,
Loved and were loved, and now we lie
In Flanders fields.
Take up our quarrel with the foe:
To you from failing hands we throw
The torch; be yours to hold it high.
If ye break faith with us who die
We shall not sleep, though poppies grow
In Flanders fields.
По одной из версий, Джон Маккрей был недоволен стихотворением и даже выбросил листок с ним. Однако, его нашли и убедили хирурга опубликовать стихотворение.
Однако, стихотворение произвело фурор среди солдат и стало символом борьбы союзников против Германии и ее союзников. Фронтовики высоко оценили стихотворение, а власти Великобритании и США активно использовали его в пропаганде войны. Вскоре и сам Джон Маккрей, будучи сторонником войны, оценил по достоинству свое стихотворение, как символ борьбы. Однако, дожить до окончания войны он не смог, будучи поставлен во главе канадской больницы № 3 в Булони, в январе 1918 года, Джон Маккрей заболел пневмонией и скончался, оставив миру самый узнаваемый символ Великой войны.
Что же до красного мака, как символа памяти солдат, то он был известен еще во времена Наполеоновских войн, когда на могилах воинов вырастали цвета мака. Однако, стать настоящим симвоолом памяти, красный мак смог лишь после великого стихотворения Джона Маккрея и американского профессора Моины Майкл, которая поклялась вечно носить цветок мака на груди, в память о павших солдатах. Она раздавала цветы мака всем знакомым и требовала, чтоб красный мак приняли в качестве символа Американского легиона. В свою очередь, француженка Э. Гуэрин, находясь в США и принимая участие в конвенции 1920 года, познакомилась с символом красного мака и начала его продвигать во Франции. Отправляя торговцам образцы шелкового мака перед днем Перемирия (подписание Компьенского перемирия 11 ноября 1918 года, положившего окончание Первой Мировой войны), она привлекла внимание фельдмаршала Дугласа Хейга. Хейгу приглянулась инициатива Гуэрин и уже в ноябре 1921 года красный мак начали носить в Канаде, а позднее и во всей Британской империи.
Сейчас красный мак является символом памяти не только в честь солдат Первой Мировой войны, но и в честь последующих конфликтов, в которых принимали участие англичане, американцы, канадцы и т. д.
В свою очередь, символом памяти в России является лента Святого Георгия, а во Франции синий василек, но именно красный мак стал самым узнаваемым символом памяти солдат Первой Мировой войны, а стихотворение Джона Маккрея своеобразным памятником всем павшим в той Великой и жестокой войне.
Сергей Попов
Нет комментариев