На нашу лодку, Б-8 назначен новый командир. Он сейчас в отпуске по окончанию Высших классов ВМФ. Для меня его фамилия нечего не говорила. Летом 1978 году лейтенант Полунин прибыл для прохождения службы на бригаду, а капитан-лейтенант Соколов, в это же время убыл . Не пересеклись. Естественно было интересно, ну и что нас ожидает с новым командиром. Как рассказывали знающие его офицеры и мичманы, нечего хорошего ожидать от него не следовало. Согласно информации тех, кто с ним пересекался, старпом Соколов был ещё тем неутомимым зверюгой. И соответствовал народной общеизвестной примете «У хорошего командира, старпом собака». Такое звание узаконено Корабельным уставом, а вершина этого статья 191 « Частое оставление корабля старшим помощником командира корабля несовместимо с должным исполнением им своих ответственных обязанностей». Об старпоме хочется говорить отдельно и долго, нельзя эту тему охватить двумя тремя предложениями и я обязуюсь вернуться к ней. Пока не забыл, моё мнение, обобщенный образ старпома, заслуживает бронзового памятника. Я думаю у нас у каждого есть свой проект монумента. На моем варианте памятника было бы так . Парящий -летящий старпом в одной руке Устав , а в другой кусок белой ветоши для проверки частоты после приборки , а под ним на постаменте 4 барельефа : моряки на большой приборке в отсеке ПЛ, моряки маршируют на плаце, моряки грузят регенерацию , а на фронтально барельефе сова и жаворонок сидят на плечах старпома который смотрит в даль через бинокль как символ что никогда не спит и все видит .
Офицеры с других лодок, сочувственно хлопали нас по плечам, при этом злорадно улыбались , « Соколов научит вас любить большую приборку и строевым от пирсов до казарм…не теряйте время, учите строевую песню длинную и грустную ха ха ха!»
Время пролетело и вот новый командир вступил в должность. Командир был прямо как сейчас сказали бы с голливудской внешностью. Я даже не буду описывать его, сами посмотрите на его фотографию. Высокий, красивый как с агит плаката, кровь с молоком. Хоть снимай кино «Командир счастливой «буки». В первый же день, на подведении итогов, командир собрал всех офицеров и мичманов лодки, поставил задачи, рассказал о своих требования и пр. Среди всего им сказанного была брошена и такая, ставшая потом роковой фраза. Не дословно, но смысл такой. Мы все взрослые, не дети и не святые, в жизни бывают ситуации когда в не служебное время выпиваем, но это не должно сказывается на службе и если такое произошло, не скрывать, так как пьяный во время выполнения служебных обязанностей очень плохо и он не допустит и будет карать. Приди, скажи, пойму. Каждый понял как хотел.
Через несколько дней наша лодка ушла в Петропавловск в Завойко на докование. Я не знаю как сейчас, но а те времена руководство дока всеми возможными и невозможным способами старались сделать так, что бы доковая операция проводилась именно в выходной день и как правило в ночное время. Обычно сообщалось о готовности дока в пятницу, лодка приходила, становилась рядом с доком. Но «вдруг»выяснялось, что прибывшие с проверкой офицеры техотдела флотилии, находили не существенные замечания на корабле , которые заставляют перенести на сутки доковую. А если замечаний на корабле ну не нашли, то «вдруг» все равно состоится, но уже по вине дока, или клети не те, или какая та неисправность на доке. В сухом остатке доковую перенесут однозначно на выходной. Рабочий класс должен заработать по максимуму.
Вот и мы пришли ещё утром в пятницу, вначале доковую перенесли на вечер, сказали не разбегаются ни какого «можно в картографии за картами (штурман)», «а мне срочно получить магнетрон (Начальник РТС)… и прочее. Просидели до конца рабочего дня на доке, сообщили ожидаемое, док переносится на завтра. Что делать? Я пошёл на стоящие рядом СКР пр. 1135 (не уверен, но как мне помнится) «Сторожевой» , там служил тогда ещё лейтенант Михаил Абрамов, мы оба выпускались в 1978 году из ТОВВМУ, только он закончил миноторпедный факультет. Когда у нас была возможность мы (подводники дизелисты), ходили в гости к своим товарищам служащих на надводных кораблях с корыстной целью помыться в душе. И знаете, нас как убогих юродивых жалели и я, не помню случая что бы отказали в такой малости. Вот и в этот раз лейтенант Миша Абрамов был на борту корабля и радушно привёл меня в каюту где уже был накрыт стол сидели офицеры и обмывали пяточки новорождённому. У одного из лейтенантов сегодня родился сын и это событие отмечали. Если кто то не понял Миша Абрамов, это будущий Михаил Леопольдович Абрамов, он же адмирал и Начальник штаба ВМФ России – первый зам главкома ВМФ. Мы лейтенанта 80-хи тоже умели по гусарить. Меня представили как друга подводника и сразу накатили штрафной. При этом надводники, спросили, а «это правда, что подводники пьют исключительно неразбавленное шило». Ну и что я должен был делать? Я же не мог развеять легенду и уронить честь. К этому времени пить спирт неразбавленный я уже умел, и не говорите, что это «элементарно Ватсон». Элементарно?! Ну ну. Это когда тебе наливают полстакана шили и что бы влить огненную воду 90°,надо сделать не один глоток, то это требует определённого навыка и правильного дыхания. В противном случае конфуз неминуем в виде кашля ,слез- соплей и передергиванием всего тела и прочего не эстетичного поведения.
Так как доковую отменили и я вроде не был на службе (во всяком случае я себя так оправдал) то позволил себе поучаствовать в святом деле, все ради детей. Мероприятие не затянулось и уже через час я шёл к себе. Ужин на лодке прошёл, все отдыхали. Я стараясь не привлекая внимания проскочил в четвёртый отсек, ну а там в рубку ЗАС и в койку. Заснул и только Морфей начал мне вливать в уши приятный сон, раздались перезвоны. По местам стоять, носовой и кормовой швартовной партии на верх. Приготовиться к доковой операции. Я, встал, и понял, в таком состоянии, мне работать на швартовки, а я по расписанию командир кормовой нельзя ибо риск упасть с узкой кормовой настройки на стапель палубу дока, очень реально даже абсолютно трезвому, а тут…… Вестибулярный аппарат явно был не в меридиане . Со слов тогдашнего Зам Комбрига по ЭМЧ Басенко (в народе Бас) ни кто из упавших на стапель палубу дока не выжил. Сработал инстинкт самосохранения и в моей голове всплыли слова командира «… приди, скажи, пойму…». Я пошёл во второй отсек, постучал в каюту командира и честно признался. Так мол так, сказали перенос, я встретил знакомого с которым отпраздновали событие и поэтому, боюсь не справлюсь со швартовной. Командир, сказал идите спать. За меня командовать на корму пошёл командир торпедной группы. Кстати вообще-то на всех лодках обычно командир торпедной группы и занимался швартовкой, но у нас на восьмёрке НРТС.
Уже под утро когда доковая закончилась, я проснулся от грозных криков командира БЧ-5 Шуры Каранов ( вечная память). Каранов ругался в ; отсеке с моим подчинённым ЗАС-овцем. Мой матрос тянул одножильный
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1