СВИДЕТЕЛЬ АМУРСКОЙ КАЛИФОРНИИ
О золотой лихорадке в Калифорнии, о Клондайке знают, наверное, все.
Гораздо менее известна аналогичная вспышка авантюризма, произошедшая недалеко от Забайкалья, в северной Маньчжурии, в районе реки Желтуги.
В 1880-е годы здесь были открыты богатейшие месторождения золота. Это событие всколыхнуло не только Россию и Китай, но и многие другие страны. На здешние сопки устремились представители самых разных национальностей и социальных групп, и вскоре на Желтуге стихийно возникло приисковое поселение, в дальнейшем выросшее в настоящее квазигосударственное образование со своими органами власти и даже президентом.
В известном «Географическо-статистическом словаре Амурской и Приморской областей», вышедшем из печати в Благовещенске в 1894 году, составитель А. Кириллов дал такое описание: «Желтугинские прииски в северной части Маньчжурии, по речке Желтуге, притоку Албазихи, в 15 верстах выше ее устья и в верстах 35 от станицы Игнашино. Золотые россыпи открыты были здесь весной 1883 г. одним орочоном, который, выкапывая могилу для старухи матери, нашел несколько самородков. Слух об открытии быстро распространился и привлек сюда несколько тысяч человек, толпа которых постепенно увеличивалась, по мере распространения слухов о баснословных богатствах, и в 1884 и 85 гг. достигла до 10000 человек. Тут были любители легкой наживы, собравшиеся со всех концов обширной Сибири, были приисковые рабочие, бежавшие с амурских приисков, были сахалинцы и карийцы, были китайцы и корейцы, были и отставные чиновники».
Авторы газетных статей отмечали: «В самом начале существования Желтуги споры, воровство и разного рода насилия случались очень часто; сюда явились сотни беглых каторжников-карийцев и целая фаланга авантюристов, прибывших ловить рыбу в мутной воде; они способствовали развитию среди рабочих страсти к азартной игре, приучили их к рулетке, на которой рабочие проигрывали весь свой заработок, и Желтуга превратилась таким образом в омут, где совершались всевозможные преступления».
Хунхузы и беглые каторжане подкарауливали удачливых старателей, убивали их на таежных тропах, чтобы завладеть намытым золотом. Потом начали грабить и купцов, особенно тех, кто возвращался после удачной торговли. Каждое утро находили трупы несчастных, пришедших за фартом.
«В декабре 1884 г. среди белого дня был убит молотком самым зверским способом повар артели бежавших ссыльнокаторжных карийцев. Весть об этом поразила всех; начались сходки, и через 6 дней было решено выбрать одно лицо для самостоятельного введения дисциплины и порядка, с предоставлением ему власти над всем, находящимся на Желтугинских приисках и прилегающих к ним местах, населением. Выбор пал на лицо, выделявшееся из толпы своим образованием, разносторонними практическими сведениями, честностью и трезвостью и одаренное в высшей степени энергическим характером. Ему был присвоен титул старшины Желтугинского прииска».
В фондах Нерчинского краеведческого музея хранится медный жетон овальной формы, кустарного производства. Прорубленная на нём надпись гласит о том, что принадлежал он старшине Желтугинского прииска.
Герой книги Евгения Кораблёва «У пяти ручьёв» - дед так описывает жизнь на Желтуге: «Приезжай на прииск вечером – пьяной песни, крика, брани – не услышишь, ни-ни... Порядок был заведен во какой. Строго! Баб сначала совсем не допущали, как в монастыре... У нас так и назывались «вольные желтугинские промыслы», «вольные промышленники». Если бы порядку не было, к нам бы торговцы не поехали. Как мы бы жить стали? Пить-есть надо, одеваться тоже. Хоть шпана, а понимали. Дело артельное тоже им не в диковинку. Выбрали мы восемь старост: четыре русских и четыре китайских, по справедливости. Староста за все в своем стане отвечает. А над всеми старостами старшина.
– Вроде президента?
– Знамо дело. Он всегда в золотой цепи на шее и медаль с надписью: «Старшина желтугинского прииска». Была у нас такая «Орлиная площадь», висел там двухпудовый колокол и две пушки стояли. Собирали на ней сход и все дела решали. На сходе ни шуму, ни галдежа. Строго было. Сразу судили и сразу наказывали. За убийство вешали. За кражу – 500 ударов «терновником». Это кнут, набитый гвоздями. За стрельбу, за драку, за пьянство, если на улице, полагалось двести, триста ударов и обязательно прогоняли с прииска. Тихо сразу стало, – ни драк, ни пьянства. Иные плетей и не боялись, а что с Желтути прогонят – это хуже смерти».
Те, кому довелось побывать в этой самопровозглашённой республике, вспоминали о жизни там как о самых счастливых годах. «Золотой пласт шириной сажен чуть не до ста, а толщиной, пожалуй, на сажень. И, можно сказать, поверх земли. Золото гнездами лежало, и самородки фунта по три, либо близ того. В первое время на прииске добывали по пуду в день…. Простой чернорабочий зарабливал 8 рублей в день».
«Республика» просуществовала с 1883 до 1886 года, пережив за столь короткое время период расцвета, пока не была полностью уничтожена.
У Евгения Кораблёва это описано так словами всё того же деда: «А потом наша полиция сговорилась с китайской. Собрали войско и ударили на Желтугу. Все у нас, как у хищников, позорили, зимовье все пожгли. А китайцам ихние власти головы поотрубали. Разбежалась «летучка», кто куда мог. Едешь по пади, глядишь, висят на дереве китайские головы, пять-шесть штук за косы к сучьям привязаны. Это ихняя полиция старалась для устрашения... Так по всему лесу. Аж жуть берет! Много, сынки, вокруг золота зла и неправды делается».
Вот такую историю «поведал», хранящийся в фондах музея жетон старшины Желтугинского прииска.
Информацию подготовила Наталья Хохлова, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея
https://www.youtube.com/watch?v=dBuam4PsHsg
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3