В ПАМЯТЬ ИНЦИДЕНТА В ОЦУ
Вечером 30 апреля 1891 года МИД Российской Империи получил от русского посланника телеграмму: «Киото, 29 апреля /11мая 1891 г. Сегодня на улице в г. Оцу полицейский нижний чин бросился на цесаревича и ударил его саблей по голове. Рана до кости, но, по словам наших докторов, благодаря Богу, неопасна. Его Высочество весел и чувствует себя хорошо. Хочет продолжать путешествие, привел всех в восторг своим хладнокровием. Японцы в совершенном отчаянии. Князь Барятинский доносит подробно. Я выразил по телеграфу министру иностранных дел [Японии] мое негодование».
Два часа спустя, в 22 ч. 30 м., телеграмму передали в Гатчину – императору Александру III.
Весь мир переживал это драматическое происшествие, но больше всех, конечно же, беспокоились в Российской Империи. Известный поэт Аполлон Николаевич Майков (1821–1897) под впечатлением нахлынувших патриотических эмоций написал стихотворение, посвященное чудесному спасению наследника престола:
Царственный юноша, дважды спасенный!
Явлен двукрат Ты Руси умиленной,
Божия Промысла щит над Тобой!
Вихрем промчалася весть громовая,
Скрытое пламя в сердцах подымая
В общем порыве к молитве святой.
С этой молитвой всей русской землей,
Всеми сердцами Ты глубже усвоен…
Шествуй же в путь свой и бодр и спокоен…
Чист перед Богом и светел душой.
Император Александр III приказал Николаю прервать путешествие и возвратиться в Россию, куда цесаревич и прибыл 11 мая 1891 года, где его ждало ответственное поручение по закладке Транссибирской магистрали.
Позже «в память избавления Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича от угрожающей опасности во время путешествия по Японии в бытность наследником» в России стали служиться ежегодные молебны и даже сооружались часовни и храмы.
В фондах Нерчинского краеведческого музея тоже хранится «отголосок» инцидента в Оцу. Это медная табличка с выгравированной надписью буквами, стилизованными в старославянском стиле: «В ПАМЯТЬ ИЗБАВЛЕНИЯ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЫСОЧЕСТВА ГОСУДАРЯ НАСЛЕДНИКА НИКОЛАЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА ОТ УГРОЖАВШЕЙ ОПАСНОСТИ ПРИ ПОКУШЕНИИ НА ЖИЗНЬ В ЯПОНИИ 29 АПР[ЕЛЯ] 1891 ГОДА».
Сама табличка, размер которой 19,5х12,5 см., была найдена при ремонте старого дома в с. Кангил Нерчинского района, под крыльцом между брёвен. Дом этот ещё в советское время был перевезён в Кангил с другой территории (откуда – сведений не сохранилось) и принадлежал Лекониде Подойницыной. В 2003 году табличка была передана в наш музей новой хозяйкой дома - Ольгой Александровной Бутко.
По углам таблички имеются 4 сквозные отверстия для крепления… А вот к чему – загадка, равно как неизвестно была ли она изготовлена в Кангиле или вместе с домом привезена с другой территории.
Знатоки истории, быть может, у вас есть какие-то предположения или варианты её предназначения?
Наталья ХОХЛОВА, младший научный сотрудник Нерчинского краеведческого музея.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4