Если вспомнить историю, сначала уничтожали библиотеки, а затем наступали долгие эпохи тьмы и варварства.
Уничтожение библиотек – грозный знак грядущих катастроф. И мировой истории он известен. Великая Александрийская библиотека (точнее, там их было 2 здания – Мусейон и хранилище рукописей в храме Сераписа) были уничтожены и сожжены городской христианской чернью в III-IV вв. и превращены в церкви. Кстати, позже под давлением фанатичных попов закрываются античные академии, и последние мыслители бегут из Европы, унося мудрость к персидским шахиншахам. Арабы, захватившие Египет – нашли эти библиотеки совершенно пустыми... Рим перед окончательным разграблением варварами утратил традицию общедоступного (для свободных граждан) образования и бесплатного посещения библиотек при храмах. Если нация понимает, что образование и культура – это то, что уже не актуально и (уже) бесполезно – именно в этот момент она подписывает себе смертный приговор.
Но заметьте, не варвары захватывают античные Рим или Александрию, средневековые Кордову или Константинополь. Сами жители этих городов УЖЕ превратились ДО ТОГО в варваров! Они хранили мудрость и истину в своих библиотеках (домашних и публичных), но не желали ими воспользоваться, не ценили их совсем... Потом они совсем отказались от необходимости самообразования, а потому – сами стали недостойны и мудрости, и истины. Они сами стали варварами – гордыми и самодовольными обывателями.
Лучше, по-моему, не скажешь и не оценишь того страшного разрушительного процесса, который идет сейчас в нашей стране семимильными шагами в области культуры и образования.
Мы сами себе подписываем смертный приговор! Мы переходим в разряд нечитающей нации.
Почему дети и молодёжь Кыргызстана перестали читать книги?
В начале «нулевых» с такой же проблемой столкнулись развитые страны. Например, Германия одна из первых участвовала в PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Авт.), и по итогам тестирования они увидели, что читательская навыки у немецких детей были почти на самом последнем месте.
Как оказалось, причинами стали отсутствие или низкое качество библиотек в школах. Тогда в стране приняли программу по трансформации школьных библиотек. Сейчас немецкие дети входят в двадцатку лучших в рейтинге PISA по читательской грамотности. Дважды Кыргызстан занимал последнее место в рейтинге школьного образования PISA — в 2006 и 2009 годах, после чего страна отказалась от участия в тестировании. По результатам оценивания PISA 2009 в Кыргызстане около 83,2% учащихся не достигли минимального (уровень 2 из 6) международного стандарта по шкале грамотности чтения, 86,6% - по шкале математической грамотности и 82% - по шкале естественнонаучной грамотности. По сравнению с 2009 годом образования в Кыргызстане не улучшилось, и на каком месте окажется Кыргызстан в 2025 году по читательской граммотности- даже не представляется, все очень и очень плачевно.
Вместо того, чтобы ликвидировать - мы должны прививать высокую культуру чтения, развитие читательской грамотности должно стать одним из приоритетных направлений образовательного процесса в школах Кыргызстана 🇰🇬. Интерес к чтению, познание окружающего мира через книги должны формироваться у детей со школьной скамьи. А библиотека должна быть местом средоточия этого интереса, проводником в увлекательный мир книг, культуре и знаний.
Вместо ликвидации руководство страны 🇰🇬 нужно сделать так, чтобы библиотеки соответствовали современным реалиям, при этом не теряя своей просветительской роли. При поддержки библиотеки Кыргызстана 🇰🇬 могут войти в цифровую среду, что будет способствовать повышению интеллектуального потенциала населения и популяризации науки и культуры Кыргызстана 🇰🇬.
С уважением Юлия Лилиенталь
(Фото из личного архива- сельская библиотека 📚 в Сузакском районе)
#образование #библиотека #культура #книги #история
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев