Что могут родители, чего не могут гаджеты? Часть I
В предыдущей статье «Заметки нейропсихолога. Что могут гаджеты, чего не могут родители?» рассказывалось, почему возникает зависимость детей от гаджетов (публикация 17 января). И именно какие моменты необходимо помнить родителям, чтобы «создавать конкуренцию» во влиянии на детей.
Однако существует большое количество возможностей развития ребёнка, которые реализуют только родители, и ни одна компьютерная программа не сможет их заменить.
В этой статье поговорим об одном из таких моментов – это эмоциональное развитие.
Что включает в себя эмоциональный интеллект? Это умение понимать чужие эмоции, различать похожие эмоции, проявлять свои.
Из чего состоят эмоциональные проявления? Из громадного спектра особенностей в мимике, речи, в позе тела и жестикуляции рук.
Для чего нужны эмоциональные реакции? Для общения между людьми, для понимания своего собеседника, для умения выразить свои внутренние переживания. Словами можно передать логику ситуации, а чтобы передать своё внутреннее состояние нужны эмоции. И только, если твой собеседник когда-нибудь испытывал подобные эмоции, он сможет понять тебя и без слов.
И именно здесь самое главное отличие между возможностями родителей и гаджетов.
Гаджеты рассчитаны только на вызывании чувства удовольствия у детей. Они активируют уже имеющиеся эмоции, связанные с достижением или недостижением определённого результата в игре. Другая сторона компьютерных игр – это чувство превосходства, когда дети хвастаются своими удачами в той или иной популярной игре. Таким образом, гаджеты используют уже имеющийся спектр эмоциональных переживаний, не развивая другие компоненты эмоционального интеллекта.
Что же могут родители? Что они делают, помогая детям осваивать азбуку эмоций?
Во-первых, родители проявляют эмоции, которые ребёнок учиться распознавать. Сначала дети учатся различать противоположенные эмоции: добрый и злой. Потом – похожие эмоции: весёлый – радостный, огорчённый – раздражённый.
Во-вторых, родители учат понимать эмоции у других. Например, мама объясняет своё эмоциональное состояние: «Я сегодня уставшая», «Я переживаю за дедушку». Или папа: «У меня сегодня отличное настроение», «Я сегодня решительно настроен …….»
В-третьих, родители учат ребёнка понимать своё эмоциональное состояние. Учатся дети, получая оценку от членов семьи. Например, «Почему ты такой сегодня грустный?», или «Чем опечалена моя доченька?», или «Какой ты сегодня радостный», или «Что ты сегодня такая задумчивая?».
В-четвёртых, близкие люди помогают переживать отрицательные эмоции, не застревать на них. Своей поддержкой, своими добрыми словами вывести на позитивный настрой. Например, «Да, у тебя сегодня не получилось. Но я в тебя верю. И знаю, что у тебя всё получится. Ты сейчас очень переживаешь. Но, когда успокоишься, сможешь сделать. А я тебе подскажу, как лучше». Такой разговор для более взрослых детей. Но и для самых маленьких есть эмоциональные игры. Например, папа играет в «козу» и говорит шуточно-грозным голосом «Идёт коза рогатая. Идёт коза бодатая. Как сейчас забодает!!!» Ребёнок весело смеётся и учится переживать неожиданно-грозные ситуации.
В-пятых, в разговорах с детьми родители, обсуждая мультфильмы, книги, фильмы, невольно моделируют те эмоции, которые ребёнок ещё не встречал в своей жизни. Голосом, жестом, мимикой взрослые демонстрируют эмоциональные проявления, объясняя, что чувствовал тот или иной герой. В результате копилка эмоциональных переживаний у ребёнка пополняется.
Весь спектр эмоционального интеллекта у ребёнка развивается только в процессе общения. Ничему другому это не под силу - ни какой компьютерной программе, ни какой компьютерной игре, ни какому пособию для самоизучения.
Проблемы с эмоциональным развитием выявялются как вторичные уже в ходе обследования. Обычно несформированность эмоционального восприятия сочетается с другими признаками функциональной незрелости правого полушария или межполушарного взаимодействия.
Поэтому я всегда советую родителям чаще разговаривать со своими детьми, больше обсуждать вопросы, которые волнуют детей. И, чтобы создать конкуренцию с гаджетом, родители должны быть настроены в первую очередь на помощь ребёнку, на его поддержку, на желание объяснить непонятное.
К сожалению, родители часто совершают ошибку, делая только критические или осуждающие замечания. У детей пропадает пыл рассказать что-то интересное или всякое желание делиться с родителями своими новостями. Получая большую долю отрицательных реакций, ребёнок начинает избегать общения в семье и уходит в телефон. Именно там он сможет получить хоть немного радости и защититься от недовольства родителей.
Поэтому, вопрос о том, как общаются родители с детьми выходит на первый план, если имеются признаки незрелости эмоционального восприятия или проблемы общения с родителями или со сверстниками. И любые психологические техники, где отрабатываются моменты общения родителей и детей, являются наиболее действенными при решении таких проблем.
Автор: Зашихина Виктория Викторовна, Нейропсихолог - г. Архангельск
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев