В руках охотника на змей: испытание иконы супертуризма.
Невероятное октябрьское солнце – результат столь же невероятного отсутствия облаков. Круто. Это слово всё ещё можно произнести. Стоит речевому аппарату попытаться сказать что-то вроде «трансцендентный», как челюсть начинает протестовать, присоединяясь к своему безумному танцу с губами, щёками и всем остальным, что отвечает за разборчивость речи.
В конце концов, холодно. Если ты гоночный двигатель, лучше погоды не найти. Стуча и пляша на почти пустом пит-лейне аэродрома Мячково, что на окраине Москвы (они там всё ещё иногда летают), мне хочется стать каким-нибудь механизмом. Желательно двигателем внутреннего сгорания. Чтобы всё горело. Внутри. Хотелось бы при этом ещё и приносить пользу. Но это не обязательно.
Ожидание в Мячково
Чуть дальше, возле автодома «Арт-Лайн», механики развлекаются с двумя собранными «Далларами» и разобранным «Арт-Тек». Появление до боли знакомого белого Ford Transit с логотипом «Лукойл Рейсинг Тим» и прицепом вызывает у них неподдельный интерес. Они подходят поболтать. На вопрос отвечают, что «отбирают водителей». Предложение пропустить тесты и просто измерить кошельки родителей штангенциркулем воспринимается с юмором. Эти шутки уже никого не обижают.
Что ж, время пришло. Из тени трейлера на октябрьское солнце медленно выплывает ОНО. Списанный гоночный автомобиль. Самый быстрый автомобиль в серии «Супертуризм». Успешно прошедший многочисленные соревнования. Чёрная крыша, красное днище. «Арлекин Вайпер». Красно-чёрный.
Наследие «Арлекин Вайпер»
Это не первая наша встреча. Я уже подробно писал об этой машине в январском номере журнала «Колёса». Стояла поздняя осень, шёл снег, и время для вождения было явно неподходящим. Но детище «Лукойл Рейсинг Тим» недаром назвали в честь змеи. И дело было не только в окраске. Уже тогда было очевидно, что машина, пусть и не такая быстрая, как в гоночные времена, была достаточно свирепа, чтобы наказать нерадивого водителя, который с ней обращался. В то время, помимо всех прелестей мягкой резины приближающихся зимних шин, у старой гоночной «десятки» была разрегулирована подвеска. А передаточные числа коробки передач были неправильно выставлены.
Как правило, «отставным» гоночным автомобилям редко везёт. Счастливчики попадают в музеи или в бережные руки коллекционеров. Остальные же коротают дни под толстым слоем пыли в гаражах команд и бывших частных водителей, пока наконец не отправятся на свалку, убеждая владельцев в своей полной бесполезности.
Инженерное мастерство супертуризма
Супертуризм был самой передовой категорией автомобилей для туринга с точки зрения инженерного мастерства на российском треке. Среди его характеристик можно отметить:
◼️ Впуск из углеволокна.
◼️ Секвентальная коробка передач.
◼️ Дифференциалы с регулируемой блокировкой.
◼️ Большие колёса.
◼️ 220 лошадиных сил, выжимаемых из 1,6-литрового двигателя.
Дорого. Именно эта высокая стоимость погубила Superturismo, а вместе с ним и единственный в России Кубок конструкторов.
Операция и тест
Однако резня так и не состоялась. Последовала операция. Строгий салон, некогда столь строгий, был обтянут кожей, задняя часть автомобиля наполнилась звуком, и для старого гоночного автомобиля, переименованного в Red&Black, началась новая жизнь — такая же живая, как на трассе, но без малейшего следа шампанского, присущего наградам. Машине пришлось вытерпеть всех этих праздных, любопытных зевак, жаждущих всё поковырять, покрутить, подстроить, сломать... А потом – вечный сценарий «умный, умный».
По окончании гоночного сезона команда, чемпионы во всём, посвятила себя возвращению «Вайпера» к жизни. И он снова сопротивлялся, зная, что настанет день, когда никто не вспомнит всю эту ерунду с музыкальной шкатулкой...
И этот день настал. Всё как прежде — мячковский асфальт под колёсами, механики повсюду, телеметрический блок Motec готов собирать данные с бортовых систем, а Алексей Дудукало их предоставит. Сам. Последний из могикан супертуризма.
Бодрящий коктейль трека
Он устраивается на пассажирском сиденье, поворачивает клапан регулировки давления тормозов и нажимает кнопку запуска. Вот это да! Этот момент стоил ожидания. В чистом октябрьском воздухе двигатель звучит особенно пронзительно. Словно рык льва в саванне. Берегитесь, лев голоден! Лев вышел на охоту. Потенциальная жертва только одна: ВАЗ Lada Cup 112, печально ковыляющий по трассе. «Щелк!» — включается первая передача. Алексей аккуратно отпускает сцепление…
Он «сожрал» победителя Lada Cup примерно за полкруга. Мы — все, кто остался в боксах в ожидании результатов этого теста, — медленно впитываем бодрящий коктейль из громоподобного рева мотора и извилистого визга шин. Инженеры уже жалеют, что не поставили слики. Шины Pirelli P Zero 250/45 ZR17, безусловно, превосходны, но с гоночными их не сравнить: они гораздо быстрее теряют характеристики.
Дуду возвращается. Нет большего волнения, чем телеметрические кривые гонки на экране ноутбука. Для него это рутина. А потом — он вспоминает, как это было. Как это должно быть. Он знает, на что способен автомобиль без всех этих впечатляющих звуковых эффектов. В конце концов, быть чемпионом непросто.
Впечатления пассажира
Инженеры говорят, что всё в порядке. Он может ехать. Алексей выезжает на трассу — на этот раз с пассажиром. Странно — стоя на обочине, прекрасно понимаешь, что, хотя Дуду не срезает углы, мастерски управляет балансом и даже управляемостью автомобиля на извилистых поворотах, он всё равно едет не лучшим образом. Он даже медленнее, чем быстр. Всё это очевидно любому, кто разбирается в гонках.
Но! Как только оказываешься за рулём, как только становишься с ним единым целым, затягивая «суперстатичный» четырёхточечный ремень безопасности, как только чувствуешь фронтальное ускорение на старте и боковое ускорение на входе в первый поворот, всё твоё понимание исчезает. В какой-то пропасть. Вместо анализа берут верх эмоции, до такой степени, что сознание практически отключается. Ритм поглощает, сплетаясь в невероятную музыкальную композицию.
Конечно, хотелось гонять до полного безумия. Но (вечно эти «но»!) нужно было беречь машину — завтра ей предстояло пройти ряд серьёзных испытаний на Дмитровской трассе. К тому же, мой прошлогодний «тест» с Civic Cup был слишком запоминающимся. А чего ты ожидал, Николай? Слава идёт впереди. И гадюка насторожилась, давая понять, что сегодня больше не будет гоняться, внезапно подняв температуру охлаждающей жидкости. Пора домой.
Нет, я не разочаровался. Меня охватило глубокое восхищение работой настоящего «охотника на змей». Действия Алексея завораживают, но рисковать тем же — всё равно что охотиться на настоящих гадюк-арлекинов — это, может, и желательно, но опасно…