Кто такой гуру? Процесс обучения у чистого преданного.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Фрагмент лекции по «Шримад-Бхагаватам» 4.29.51 Шрила Прабхупада пришел в этот мир для того, чтобы дать нам нечто в высшей степени уникальное. Учение Шрилы Прабхупады и всех предыдущих учителей — это уникальный дар. Учить чему-то другому, пытаться поймать людей на какие-то приманки легко. Нарада Муни говорит, что, в конечном счете, человек должен полюбить только атму, Бога, который находится в нашем сердце. Он не должен поклоняться никому другому. Этому учат все великие учителя. В свое время дьявол искушал Иисуса Христа в пустыне: «Поклонись мне, и у тебя будет всё. Весь мир будет твой. Ты обретешь власть над миром и людьми». Иисус Христос ответил: «Я не буду поклоняться никому, кроме Бога». Нельзя поклоняться никому, кроме Верховного Господа, что бы нам ни обещали взамен. В этом суть учения Шрилы Прабхупады и всей ученической преемственности гаудия-вайшнавов. Нарада Муни говорит, что только тот, кто учит этому, может быть духовным учителем. Не тот, кто учит «полюби самого себя, поклоняйся полубогам, поклоняйся еще кому-то, и все будет хорошо, ты будешь счастлив и все будут счастливы, все мы будем водить хороводы и в конце концов помрем, потом опять родимся…» Настоящим духовным учителем, по словам Нарады Муни, может быть только тот, кто учит одному — чистому преданному служению, и ничему другому. Он учит, что в этом мире нет ничего, кроме поклонения Верховной Личности Бога, живущего в сердце каждого живого существа.
Такой человек называется чистым преданным. Узнать его можно по очень простому признаку, который приведен в данном стихе: ятан абхаям анвапи — у него нет ни капли страха.
Он ничего не боится и обладает истинным знанием, ити веда савай видхван. Тот, кто обладает знанием — йога дхван са гуру харих — может стать гуру и учить всех и вся. Са гуру хари — он не отличен от Верховной личности Бога.
Именно в этом заключается чистое послание, которое мы должны понять и не пытаться подменить чем-то другим. Это то, чему учит духовный учитель. Как же учит духовный учитель и каким образом мы можем научиться у него?
Процесс обучения описан в гуру-гаятри-мантре. Те, кто имеет вторую инициацию, повторяют гуру-гаятри-мантру. Любая гаятри-мантра состоит из трех частей. Первая часть кончается словом видмахе. Видмахе — это связь, видмахе значит «я знаю». Видмахе — это самбандха-гьян. В гуру-гаятри-мантре говорится: айм гурудевая видмахе — я знаю гуру, я знаю духовного учителя. Далее говорится: кришнанандая дхимахи. Это процесс, или абхидея, вторая часть гуру-гаятри-мантры: «Я размышляю над тем, какое блаженство он получает, служа Кришне».
Это тот самый процесс, с помощью которого мы учимся у духовного учителя. Мы видим человека, который служит только Кришне, и размышляем над тем, какое блаженство и наслаждение он получает от этого. Я вижу, какое блаженство этот человек испытывает, служа Кришне и не служа никому другому. Это наслаждение превышает все остальные наслаждения, поэтому я медитирую на него. Размышляя над тем, какое счастье обретает этот человек, я сам становлюсь счастливым, я сам получаю вдохновение и силы продолжать преданное служение. Сейчас мне многое мешает заниматься преданным служением. Но у меня есть перед глазами пример, и я медитирую на этого человека: йасйа прасадад бхагавад-прасадо йасйапрасадан на гатих куто пи дхйайан стувамс тасйа йашас три-сандхйам –
три раза в день я погружаюсь в мысли о нем, повторяя гуру-гаятри-мантру.
Я вспоминаю того, кто счастлив только служением Кришне. Сам я не ведаю этого счастья, я непонятно в каком состоянии нахожусь. Но так как я медитирую на этого человека, я обретаю силу и продолжаю заниматься чистым преданным служением, не пытаясь подменить его чем-то другим. Так я могу идти этим путем, и сердце мое очищается. Таков процесс обучения у чистого преданного.
Чистый преданный — это тот, кто учит нас чистой преданности. Размышляя о нем, медитируя на него, мы сами воодушевляемся и обретаем силу продолжать этот путь. Это то, каким образом передается чистое учение по цепи ученической преемственности, и такой духовный учитель, гуру-хари, находится на одном уровне с Богом. Господь воодушевляет все живые существа, и непосредственный контакт с Ним радует и приносит счастье. Подобным же образом радует и контакт с истинным духовным учителем. Гуру находится на одном уровне с Верховной личностью Бога, но некоторые люди превратно понимают это. В семидесятом году в Новом Вриндаване на Джанмаштами четверо новоявленных саньяси объявили, что Сам Кришна пришел в облике Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада тогда находился в Японии. Когда Шрила Прабхупада узнал об этом, он сказал: «Либо вы откажетесь от этой глупости, либо я уеду в Индию и никогда больше не вернусь». Он написал: «Объявлять духовного учителя Богом — это майявада». Когда духовного учителя объявляют самим Богом, это майявада, но когда понимают, что духовный учитель является тем проводником, через которого мы можем получить вдохновние, через который мы можем получить духовную энергию, тогда отношения с духовным учителем правильные. Духовный учитель — это инструмент в руках Кришны, через которого Кришна действует. Духовный учитель — это не тот, кто просто дает нам звучное красивое имя и таким образом утверждает наше законное место в обществе преданных. Духовный учитель — это тот, медитируя на кого мы получаем силы заниматься чистым преданным служением и не смешивать его ни с чем другим, не пытаться подменить его чем-то еще. Духовный учитель — это тот, кто может наделить нас смирением. Кришна посылает человека, в которого вы вкладываете свою веру, и так Кришна, являясь изначальным духовным учителем, учит нас через него. Если мы поклоняемся духовному учителю с тем же почтением, что и Верховной личности Бога, Господь пользуется этим человеком, чтобы воспитать нас и научить смирению. Однажды один ученик спросил у Шрилы Прабхупады: «Шрила Прабхупада, мы все время говорим “духовный учитель, духовный учитель”. Шрила Рупа Госвами сказал, что самое главное в практике преданного служения — это принять духовного учителя. Почему же Чайтанья Махапрабху ничего не говорит об этом в Своей “Шикшаштаке”? “Шикшаштака” — это наша главная молитва. Почему гуру или духовный учитель не упомянут в “Шикшаштаке”?». Шрила Прабхупада нахмурился и сказал: «Как не говорит? Тринад апи суничена… Кто, кроме духовного учителя, может научить нас смирению? Кто, кроме духовного учителя, может научить нас терпению? Кто, кроме духовного учителя, которому мы служим и который знает, чем мы живем и дышим, может научить нас уважать все живые существа и не ожидать уважения взамен?» Без этого вся духовная практика превратится в мыльный пузырь. И, в конце концов, мы сами оберем себя, лишим себя возможности обрести высшее счастье, ради которого мы пришли сюда, — счастье чистого преданного служения. Духовный путь очень сложен. Для того, чтобы пройти по этому пути до конца, мы должны найти человека, который научит нас только одному и ничему другому: поклоняться Кришне. Такой человек счастлив и ничего не боится. В одном замечательном стихе, который цитирует Рупа Госвами, говорится: шрутим апаре смритим итаре бхаратам анье бхаджанту бхава бхитих. Есть люди, которые боятся материальной жизни. Как же эти люди пытаются избавиться от страха? Шрутим итаре, они поклоняются либо шрути, либо смрити, пытаясь в этом найти защиту. Но преданный, которого цитирует Рупа Госвами, говорит: ахам иха нандавандеясья линде парам брахма: «Что касается меня, то я хочу поклоняться только Нанде Махараджу, во дворе у которого ползает Высший Брахман». Высший Брахман, Верховный Господь подчиняется такому преданному. Преданный, который не имеет ничего, кроме Него, становится повелителем Верховного Повелителя. В этом стихе говорится: «Пусть они поклоняются чему угодно, пусть они поклоняются шрути, смрити, совершают различные жертвоприношения, ищут тех, кто может сидеть на гвоздях, ходить по стеклу, глотать огонь. Я же хочу найти только того, кто не поклоняется никому, кроме Верховного Господа. Ему я буду поклоняться, ему я буду служить. И так я выберусь из круговорота рождений и смертей и вернусь к Кришне».шрутим апаре смритим итаре бхаратам анье бхаджанту бхава бхитих. Есть люди, которые боятся материальной жизни. Как же эти люди пытаются избавиться от страха?
Шрутим итаре, они поклоняются либо шрути, либо смрити, пытаясь в этом найти защиту.
Но преданный, которого цитирует Рупа Госвами, говорит: ахам иха нандавандеясья линде парам брахма:
«Что касается меня, то я хочу поклоняться только Нанде Махараджу, во дворе у которого ползает Высший Брахман».
Высший Брахман, Верховный Господь подчиняется такому преданному.
Преданный, который не имеет ничего, кроме Него, становится повелителем Верховного Повелителя.
В этом стихе говорится: «Пусть они поклоняются чему угодно, пусть они поклоняются шрути, смрити, совершают различные жертвоприношения, ищут тех, кто может сидеть на гвоздях, ходить по стеклу, глотать огонь.
Я же хочу найти только того, кто не поклоняется никому, кроме Верховного Господа.
Ему я буду поклоняться, ему я буду служить.
И так я выберусь из круговорота рождений и смертей и вернусь к Кришне».
Прибежище у стоп Духовного Учителя // Гандхарвавати дас
https://youtu.be/F7dsm3pB4Ks?si=FyLJOsnby43eutMi
Нет комментариев