Не фан-встреча и не раздача автографов —гораздо больше: у учеников московских школ искусств есть возможность общаться со звёздами, бывать на их мастер-классах, получать профессиональные советы и задавать волнующие вопросы. О проекте «Урок со звездой» рассказывают сами знаменитости и школьники.
«Я увидела творческий потенциал»: дети и звезды
В актовом зале школы нет свободных мест: ученики старших классов слушают, как актриса Елена Захарова («Кадетство», «Простые истины») рассказывает о первых шагах на сцене, о том, как мечты детства могут превратиться в профессию. Так, в детской школе искусств имени И. С. Козловского стартовал в сентябре третий сезон проекта «Урок со звездой». Режиссёры, актёры, музыканты, художники приходят в гости в московские школы искусств — читают лекции, дают открытые уроки, мастер-классы.
Четвёртая стена на «Уроке со звездой» рушится, и дети не боятся взаимодействовать. «Я увидела творческий потенциал. Мне очень понравился мальчик, по-моему, его Глеб зовут — как я сказала, профессор, он такие вопросы интеллектуальные задавал. Много талантливых, замечательных детей. И потом в будущем — артистов, писателей, поэтов, музыкантов, художников», —делится Елена Захарова.
Кстати, дети, которые учатся на художественных направлениях, по своей инициативе прямо на «Уроке со звездой» стали рисовать скетчи с актрисой, и ей это очень понравилось: «Дети очень красиво нарисовали — я прямо где-то увидела черты свои».
«Елена с такой искренностью и открытостью делилась историями своего пути, говоря не только о радостях творчества, но и о его неизменных спутниках — трудностях, напряжённом графике, постоянном поиске», — описала свои впечатления директор школы Марина Звягина.
«Проект “Урок со звездой“ стал важной частью системы творческого образования Москвы. За два сезона его проведения в нём приняли участие более 40 выдающихся деятелей культуры, среди которых музыканты, актёры, художники, режиссёры и архитекторы. Тысячи воспитанников детских школ искусств и колледжей получили уникальную возможность лично пообщаться с мастерами и перенять их опыт. В этом году уже в третьем сезоне мы продолжим развивать проект, расширяя список участников и форматы встреч. Наша задача — чтобы как можно больше юных москвичей смогли вдохновиться примером признанных профессионалов и сделать шаги к собственным творческим достижениям», — отметил руководитель Департамента культуры города Москвы Алексей Фурсин.
Путь проекта: от идеи к городскому движениюПроект стартовал в 2024 году, и с тех пор прошёл путь от пилотных встреч до масштабной программы, охватившей десятки школ столицы. Только за первые два сезона в нём приняли участие десятки известных артистов, художников, музыкантов, а аудитория превысила три тысячи школьников.
Среди гостей — Надежда Бабкина, Игорь Бутман, Юрий Башмет, Игорь и Александр Яцко, ЭдгардЗапашный, Нонна Гришаева, Светлана Иванова, Пелагея, Владимир Спиваков, Никас Сафронов. Проект затрагивает ключевые направления в сфере культуры: не только музыка, театр и живопись, но и цирковое искусство, и даже навыки организации мероприятий.
В апреле в детской школе искусств «СТАРТ» прошла встреча с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. Это была лекция о ключевых планах по развитию столицы.
Вот отзывы детей:
«Встреча с Сергеем Олеговичем Кузнецовым, главным архитектором Москвы, на мой взгляд, очень значимое событие. Во время беседы в зале царила невероятная атмосфера. Я получила много знаний и безумно благодарна за такое мероприятие».
София Джинчвелашвили, 4 «Б» класс
«На лекции мы узнали, что архитектура — это не только удобство, но и “декорация” к пространству,где она находится. Было очень интересно, и я бы с удовольствием ещё послушала лекции этого замечательного человека!»
Дарья Науменко, 4 «Б» класс
Педагоги тоже остались под впечатлением.
«Для учеников особенно ценной была возможность услышать профессиональное мнение о будущем архитектурного облика столицы», — считает Александра Асланян, преподаватель рисунка, живописи, черчения и архитектурного проектирования.
Диалог, а не монолог«Встреча с Владимиром Панковым — это не просто лекция или мастер-класс, это погружение в мир театра», — восхищённо рассказывает Максим Новиков, педагог актёрского мастерства. В детской музыкальной школе им. К. В. Молчанова художественный руководитель одного из самых известных и успешных театров страны —Московского государственного театра «Ленком Марка Захарова» Владимир Панков общался с детьми на равных. Школьники оценили неформальную обстановку и открытость своего гостя:
«Встреча с Владимиром Николаевичем Панковым— лауреатом “Золотой маски”, главным режиссёром Театра Ленком, на мой взгляд, очень значимое событие. Живой диалог с главным режиссёром — это здорово!»
Алёна Пухова, 6 класс
«Владимир Николаевич делился секретами работы с актёрами, рассказывал о том, как важно создать атмосферу доверия и взаимопонимания. Встреча была очень интересной, увлекательной и комфортной».
Арина Волкова, 6 класс
В этом суть и ценность проекта: успешный человек, звезда, не просто откуда-то «издалека» (со сцены или со страниц журнала) делится опытом —он приезжает в тот район, где живут дети, приходит в их школу искусств или колледж.
Искусство становится личным «Меня затронула его идея о том, что ошибки делают тебя живым. И вообще я почувствовала, что он отвечал на наши вопросы не так, что лишь бы ответить. Неформально. Я вот спросила, что для него любовь. И он ответил: что это очень долгий разговор. Любовь везде. И эта мысль оказалась мне так близка», — этот проникновенный отзыв написала Евдокия Козлова, студентка второго курса Московского театрального колледжа имени Леонида Филатова, после встречи с Михаилом Левитиным, художественным руководителем театра «Эрмитаж».
Михаил Левитин отметил, что и для него общение со студентами — новый ценный опыт:
«Когда видишь новых людей, тем более студентов, ты сам меняешься к лучшему, пытаешься их постичь. В основе всего, что я делаю, — в режиссуре и в учёбе — импровизация. Импровизация мощная, оголтелая, опасная. Поэтому сегодняшняя встреча с филатовцами —импровизация».
Учителя отмечают, что после таких уроков школьники начинают активнее участвовать в театральных кружках, ставить сцены по классическим произведениям, посещать спектакли. Детям и подросткам очень важны авторитеты и ориентиры. Общение с человеком, безусловно,успешным в профессии, — отличный импульс в учёбе.
В третьем сезоне к проекту присоединяются новые участники — актёры театра и кино, режиссёры, музыканты, телеведущие. Расширяется география: школ, где проходят «Уроки со звездой», становится в Москве ещё больше.
Форматы встреч постепенно вышли за рамки школьных аудиторий, трансформируясь по инициативе самих наставников. Художник Александр Шилов принимал ребят в собственной галерее, а дирижёры Владимир Спиваков и Джереми Уолкер (молодой дирижёр из Британии, который живёт в России) приглашали их на открытые репетиции в Московский международный Дом музыки.
Инвестиция, которая важнее финансовПосещения всех событий в рамках проекта —бесплатные для всех учеников. «Урок со звездой» — это стратегическая инвестиция в культурный потенциал Москвы. При этом проект реализуется без привлечения дополнительного финансирования. И завершает цепь профессиональной навигации: от современной инфраструктуры и качественных инструментов к личной встрече с тем, кто олицетворяет собой вершину профессии. Это та среда, где у таланта есть не только ресурсы для роста, но и ценный ориентир для выбора будущего пути.
Проект реализуется при поддержке Департамента культуры города Москвы. Третий сезон продлится до конца текущего года.
Культура Москвы
Комментарии 1