Спустя некоторое время подростков переселили в общежитие на Центральном рынке. 26 кроватей – одна к другой – для девочек, и 26 кроватей – на мужской половине. Так и прожили всю войну.
Работали подростки на комбинате, в секретном цехе № 1600. Цех занимался производством коллоксилина, компонента, из которого делается порох.
Надежда Тимофеевна была аппаратчиком – загружала массу в аппарат и заливала кислотой. Работали в противогазах и крагах – длинных жарозащитных перчатках с тремя раструбами.
Детей предупредили, что снять противогаз смерти подобно, ведь можно сжечь лёгкие, а если кислота попадёт на открытую часть тела, будет сильнейший ожог. Производство было непрерывным, все процессы шли строго по минутам. Например, масса выплачивается в кислоте около 3 минут, а затем её надо было спускать по трубам вниз и загружать новую массу. В цехе находилась женщина, её должность так и называлась – минутчица, она подавала команды, когда время вымачивания истекло. Перерывов не было. Затруднительно было даже сходить в туалет, надо было успеть за 2 минуты.
Рабочая смена длилась по 8 часов. Подростки очень уставали – находиться длительное время в противогазах – очень тяжело. Глаза слезятся, дыхания не хватает…
Но фронт нуждался в снарядах. В декабре 1941 года было принято постановление Госкомитета по обороне о плане по производству снарядов М-8 и М-13 для гвардейских минометов, а январе 1942 года - постановление «О мерах по увеличению выпуска снарядов для боевых машин БМ-13». В кабинете директора порохового завода раздался звонок Сталина: «От людей завода в значительной степени зависит судьба большой стратегической операции на фронте».
Люди завода не подвели. Подростки работали без выходных, а иногда и в две смены подряд.
- Мы не плакали и не жаловались. Да и кому пожалуешься, родных рядом не было. Но мы понимали, что работаем для Победы, - рассказывает Надежда Тимофеевна.
Она вспоминает, что благодарность за их тяжёлый труд тоже была. Работающие в цехе № 1600 получали «килограммовый паёк», то есть им ежедневно выдавали по 1 кг хлеба, тогда как остальные краснокамцы получали по 600, 800 грамм. Хлеб был тяжёлым, сырым, поэтому килограмм выглядел примерно как нынешние полбуханки. Но это был хлеб, это была главная еда.
- Иногда на заводе после смены выдавали кусочек хлеба, намазанный маслом или салом, но это бывало редко, - рассказывает труженица.
Так подростки проработали всю войну, даже не сознавая, какое великое! дело они совершили. Например, легендарные гвардейские «Катюши» работали исключительно на продукции Пермского порохового завода и цеха № 1600!
О том, что закончилась война, Надежда Тимофеевна узнала, выйдя на улицу после ночной смены:
- Выходим после смены – музыка играет, вокруг столько людей, они обнимаются, смеются, ревут, все говорят: «Война закончилась!» Мы тоже давай обниматься с незнакомыми людьми, кричать «Ура, Победа!» Никогда этот день не забуду. У меня такое ощущение, что в этот день было особенно много света.
После окончания войны Надежда Тимофеевна проработала ещё несколько месяцев в цехе № 1600, а потом перешла на бум машину.
В Вологодскую область она больше не вернулась – не к кому было возвращаться. В Краснокамске познакомилась со своим будущим мужем – Фатыховым Фарахутдином Хазиевичем. Он тоже подростком во время войны трудился на оборонном предприятии. В Краснокамске работал сварщиком на ТЭЦ, и как говорят, был одним из лучших сварщиков в городе и крае. В семье появились дети, радость, счастье.
Нет комментариев