Представьте европейца, запертого внутри китайского космического корабля, не знающего языка и не понимающего значений приборов, но вынужденного посадить корабль на Землю Этот мысленный эксперимент под названием Китайский звездолет раскрывает фундаментальную проблему материалистической философии и указывает на невозможность объяснить возникновение сознания из неживой материи Подобно тому как философский камень символизирует трансмутацию в алхимии этот эксперимент демонстрирует качественный разрыв между материей и разумом который материализм не способен преодолеть
Мысленный эксперимент и абсолютное неведение
Китайский звездолет представляет ситуацию абсолютного неведения: космонавт видит показания приборов, может нажимать кнопки, но не понимает, что означают эти действия Он не знает, находится ли корабль рядом с Землёй или в другой галактике, что показывают индикаторы — столкновение с метеоритом или простое изменение освещённости Этот эксперимент развивает идеи более известной Китайской комнаты Джона Сёрла, доказывающей невозможность свести сознание к логическим операциям
Космонавт находится в замкнутом круге: чтобы научиться управлять кораблём, ему необходимо понимать связь между своими действиями и результатами, но для понимания этой связи требуется изначальное знание о принципах взаимодействия с миром Невозможно выработать опыт избегания опасностей, если в результате опасного воздействия организм погибает до накопления опыта Невозможно избегать неприятных ощущений, если неизвестно, какие именно субъективные переживания сигнализируют об опасности
Проблема первичной протоклетки
Именно в такой ситуации, согласно материалистическому объяснению, находилась первая гипотетическая протоклетка, якобы возникшая из неживой материи около 3,9 миллиарда лет назад Основным признаком живого является раздражимость — способность испытывать внутренние переживания при внешних воздействиях Если жизнь спонтанно зародилась в пузырьке химических веществ, этот пузырёк должен был начать испытывать субъективные переживания и на их основе изменять своё поведение
Квалиа и трудная проблема сознания
Эксперимент обращает внимание на центральную проблему современной философии сознания — природу квалиа, субъективных качественных характеристик переживаний. Квалиа по определению являются приватными свойствами опыта, доступными только субъекту переживаний. Когда организм воспринимает свет определённой длины волны, у него возникает не просто физическая реакция, а субъективное переживание — ощущение красного цвета, боли или удовольствия
Джозеф Левин в статье Материализм и квалиа: разрыв в объяснении сформулировал тезис о неустранимом провале в объяснении соотношения мозга и сознания Даже если установлена корреляция между мозговой активностью и субъективными переживаниями, остаётся необъяснимым почему определённые физические процессы порождают именно такие, а не иные качественные переживания Это составляет суть трудной проблемы сознания сформулированной Дэвидом Чалмерсом
Самоотрицание материализма
Материализм как философское направление утверждает, что в сфере бытия существует единственная субстанция — материя, а идеальные явления являются её производными. Однако мысленный эксперимент Китайский звездолет демонстрирует внутреннее противоречие материалистической позиции Если первая протоклетка действительно возникла из химических реакций, она должна была обладать способностью интерпретировать значения своих внутренних состояний
Материалистическое объяснение предполагает, что эта способность возникла благодаря эволюции и естественному отбору. Но эволюция работает только при наличии механизма обратной связи: организм должен различать благоприятные и неблагоприятные воздействия, выживать при правильных реакциях и гибнуть при ошибочных. В ситуации абсолютного неведения такой механизм не может сформироваться: организм погибнет раньше, чем накопит необходимый опыт
Элиминативизм как современная разновидность материализма предлагает заменить психологические понятия описанием нейронных взаимодействий головного мозга. Представители этого направления, включая Пола Черчленда и Патрисию Черчленд, считают, что категории «желание», «вера», «понимание» должны исчезнуть из научного описания подобно флогистону и теплороду. Однако такая редукция не решает фундаментальную проблему: как из объективно наблюдаемых физических процессов возникает субъективная перспектива первого лица
Философский камень как символ трансмутации
Философский камень в алхимической традиции представляет собой не просто легендарный реактив для превращения металлов в золото, но глубокий символ духовной трансформации. Алхимики видели в нём символ достижения высшего состояния души, духовного просветления и совершенства. Карл Юнг интерпретировал философский камень как метафору самореализации, символизирующую слияние сознания и бессознательного
Алхимическая трансмутация осуществляется на двух уровнях реальности: материальном (переплавка металлов) и духовном (достижение просветлённых состояний сознания). Внутренняя алхимия работает с преображением процессов, происходящих внутри человека, требуя присутствия телесности как необходимого условия. В даосской алхимии человеческое тело представляется как система каналов, по которым циркулирует жизненная энергия ци, а цель практики — достижение телесного бессмертия через правильную настройку энергетического тела
Символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост, или ребис — гермафродит, появляющийся в результате алхимического брака короля философской серы и королевы философской соли. Производство философского камня называлось Великим Деланием opus magnum и состояло из трёх стадий: разложения нигредо, возрождения альбедо и окончательного превращения рубедо
Принцип соответствия и качественный скачок
Герметический принцип соответствия гласит Что Вверху то и Внизу Что Внизу то и Вверху Этот принцип указывает на существование соответствий между различными планами бытия — физическим ментальным и духовным Познавая законы микрокосма мы можем postić законы макрокосма и наоборот Однако между этими планами существует не просто количественное различие а качественный разрыв требующий трансмутации
Изначальное знание как необходимое условие
Чтобы начать набирать опыт и эволюционировать любой организм должен изначально обладать знанием об общих принципах взаимодействия с окружающей средой Это знание не может быть продуктом эволюции поскольку эволюция сама предполагает его наличие Невозможно научиться избегать опасностей если у организма вообще отсутствует понятие о том что опасные ситуации существуют
Современные теории происхождения жизни, включая гипотезу мира РНК, предполагают, что первые живые существа были РНК-организмами без белков и ДНК Цианобактерии, появившиеся около 3,5 миллиарда лет назад, стали первыми фотосинтезирующими организмами, способными синтезировать органические вещества из неорганических Однако ни одна из этих теорий не объясняет каким образом у первичных организмов появилась способность интерпретировать значения своих внутренних состояний и адекватно реагировать на внешние воздействия


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев